Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Media-Shoot


    Диссертация Вахидулла Кавьяра

    Роль кинематографа в реализации просветительных функций культуры

    Актуальность исследования.

    Современную культуру невозможное представить без системы средств массовой информации, первым из которых стало кино. Оно расширило аудиторию потребителей актуальной информации, включив в нее те контингента населения, которые не воспринимали эту информацию вследствие неграмотности. Это преимущество кино перед печатью приобрело особое значение в отсталых странах, где значительная часть жителей не умеет читать. Кино оказалось более эффективным средством распространения информации и по сравнению с радио, так как оно добавило к сообщениям, воспринимаемым на слух, зрительные образы, помогающие эти сообщения воспринимать эмоционально.

    Эти преимущества кино перед другими средствами массовой коммуникации, возросшие с появлением телевидения, заставляют пристально приглядеться к содержанию информации, доступ к которой обеспечивает широким массам киноэкран. Чем шире аудитория кинозрителей, тем значительнее для общества социальный эффект усвоения ими идейного и нравственного содержания кинофильмов. Позитивным этот эффект может быть лишь в том случае, если эти кинофильмы несут в себе гуманистические ценности, высшие общественные идеалы. Однако далеко не всегда производители кинофильмов заинтересованы в пропаганде этих ценностей и идеалов. Если в государственном секторе кинопроизводства нередко обнаруживается установка на подчинение его продукции определенным политическим целям, то в коммерческом секторе, где тон задает жажда прибыли, главенствует стремление владельцев киностудий, продюсеров уйти от социальных проблем, опереться на потребности населения в отдыхе и развлечениях и удовлетворять эти потребности, приноравливаясь к обывательским интересам большинства зрителей и что еще хуже, спекулируя на пробуждении у них низменных побуждений. Приземленный прагматизм частных кинопредпринимателей превращает кино в механизм распространения худших продуктов массовой культуры, «кича» то есть дешевых подделок под искусство, низкопробных как в содержательном, так и в формальном отношении. Причем особенно опасными являются снижение требований к содержанию кинофильмов, утрата нравственных критериев. Непритязательная мелодрама кажется в наши дни оплотом подлинного искусства на фоне множества порнографических фильмов, без стеснения предлагаемых зрителям всех возрастов. Главенствующие позиции завоевали, потеснив другие жанры, так называемые «детективы», в которых прославляются «подвиги» преступников, а не мастерство и усилия тех, кто стремится предупредить или раскрыть преступления; сознание зрителей травмируют фильмы, заполненные бандитскими разборками, убийствами, нагромождением трупов, которое подчас пытаются оправдать, уверяя, что это - способ освобождения зрителей от таящихся в их подсознании агрессивных стремлений, а не разжигания этих стремлений.

    Может ли такое кино способствовать преодолению тенденции деморализации общества, на которую указывали, вслед за Жан Жаком Руссо многие философы, писатели, публицисты, - тенденции, которая в наши дни заявляет о себе откровенно и громко? Отрицательный ответ на этот вопрос очевиден. Следовательно, все более назревшей становится задача преобразования комплекса функций, выполняемых кинематографом. Необходимо обеспечить разумное сочетание развлекательной функции с функциями просвещения, выдвинув на первый план среди последних нравственное воспитание зрителей. Анализу некоторых теоретических проблем, учет которых необходим для решения названных задач, и посвящена предлагаемая диссертация.

    Состояние разработки смежных с темой диссертации проблем в научной литературе.

    Культурологический анализ просветительной функции кино потребовал, прежде всего, обратиться к литературе, выявляющей сущность просвещения и его место в системе культуры. Суждения по этому поводу не однозначны, что ясно обнаруживается в работах культурологов и философов, непосредственно касающихся культурологических проблем. Наряду с традиционным рассмотрением просвещения как существенного компонента культуры в трудах классиков философии - Платона, Аристотеля, Канта. Фихте и других, а также таких современных культурологов, как В.Г. Кинелев и В.Б. Миронов, В.М. Розин, М.С. Каган, А.Я. Флиер", в философской и культурологической литературе получила выражение и другая точка зрения, выводящая просвещение за рамки культуры . Ее критическому анализу отведено особое место в диссертации.

    Феномен просвещения был проанализирован в диссертации на основе учета представлений о нем таких мыслителей, как Конфуций, Я. А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Э. Дюркгейм и др. Вместе с тем идеи классиков педагогической мысли сопоставлены с практикой педагогической деятельности, отраженной в работах по истории культуры и такого ее компонента, как школа.

    Объектом исследования является система социально-культурных функций кинематографа.

    Предметом исследования является реальное соотношение воспитательных и развлекательных функций в документальных и художественных кинофильмах.

    Цель и задачи исследования.

     

    Целью данного исследования является определение реального места нравственного воспитания в осуществлении кинематографических просветительных функций кульутры. Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:

    1. Определить статус категории «просвещение» в системе понятий, характеризующих процесс духовного развития личности.

    2. Обосновать недопустимость выведения просветительной деятельности и, в частности, такого ее компонента как; народное образование, за рамки содержания феномена культуры.

    3. Выявить роль, которую играло нравственное воспитание в истории просвещения; выяснить, как менялось в практике просветительной деятельности соотношение нравственного воспитания и обучения.

    4. Определить реальное место кинематографа в комплексе средств массовой коммуникации, включающем, кроме кино, печать, радио, телевидение.

    5. Выявить функциональные отличия документального кино от художественного.

    6. Проанализировать соотношение социальной и моральной проблематики в художественном кино.

    7. Охарактеризовать эстетические методы повышения морального воздействия кино на зрителей.
     

    Теоретико-методологические основы исследования.

    Методологической установкой при осуществлении данного исследования явилось понимание культурологического подхода как синтеза того рационального, что имеется в антропоцентристской и социоцентристской трактовках культуры. Автор исходил из того, что инкультурация личности существенно зависит от окружающей ее культурной среды, охватывающей целую систему социокультурных институтов. Для конкретного изучения воздействия кинематографа, как одного из таких институтов, были использованы методы случайной выборки кинофильмов и сравнительного анализа их содержания и функционального потенциала.

    Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования. В диссертации предложена четкая система понятий, характеризующих процесс духовного развития личности, что позволило конкретно проследить историческую динамику соотношения функций обучения и воспитания в процессе инкультурации индивидов.

    Впервые критически проанализирована тенденция исключения просвещения из содержания феномена культуры. Рассмотрение кино под углом зрения соотношения развлекательных и воспитательных функций дополнено выявлением отличий последних от учебно-информационных, а также анализом соотношения социально-политических и моральных аспектов воспитательного значения кинематографа. Под этим утлом зрения осуществлено сопоставление документального и художественного кино, раскрывающее не только отличия одного от другого, но и то общее, что их объединяет.

    Элементы новизны содержатся в критике морального релятивизма на основе выявления особенностей просветительских установок фильмов, зависящих от конкретно-исторических условий их создания и демонстрации.

    Автором также предложено при определении методов повышения роли кино как средства нравственного воспитания зрителей опираться на такую трактовку выдвинутой С. М. Эйзенштейном идеи интеллектуального кино, которая предполагает методологию, органически сочетающую рациональное с эмоциональным.

    Практическая значимость работы.

     

    Положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении разделов культурологии, посвященных системам народного образования и средств массовой коммуникации, а также при изучении педагогики.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Просвещение представляет собой целенаправленный процесс инкультурации индивида, охватывающий воздействие на него семьи, учреждений народного образования, средств массовой коммуникации и других носителей информации, и включающий в свое содержание обучение и воспитание.

    2. Культура не исчерпывается творческой деятельностью, она с необходимостью охватывает также усилия по тиражированию продуктов творчества, их распространение и их усвоение членами общества, обеспечиваемое механизмами просветительной деятельности.

    3. На протяжении всей истории человечества устойчивой традицией до последнего времени оставался приоритет нравственного воспитания в системе просвещения, не подрывавшийся возрастанием сложности задач обучения, приобретения знаний. Попытки отойти от этой традиции, которые предпринимаются в наше время сторонниками абсолютизации значения интеллектуального развития, препятствуют преодолению тенденции деморализации общества.

    4. Эффективность нравственного воспитания существенным образом зависит от того, в какой мере рациональные средства его осуществления сочетаются с эмоциональными, логические с эстетическими. Ибо это воспитание предполагает не только усвоение индивидом моральных норм, но и развитие в нем нравственных чувств.

    5. Важным фактором повышения действенности таких эстетических средств нравственного воспитания как художественная литература, музыка искусство жеста, изобразительное искусство, явился их синтез. Его осуществление вслед за театром реализовало кино, сделавшее этот синтез доступным многомиллионной аудитории.

    6. Синтетический характер носит и функционирование кино, как явление культуры. В набор осуществляемых им функций входят информационно хроникальная, рекламная, учебная, воспитательная, развлекательная. Выделение из этого набора приоритетных функций по-разному происходит в документальном и художественном кино. В последнем соотношение этих функций зависит от особенностей того или иного жанра киноискусства, но независимо от жанрового разнообразия ведущим принципом этого соотношения должно быть гармоническое сочетание функций, не допускающее ни бессодержательной развлекательности, ни унылой и скучной прозаичности, не доставляющей удовольствия.

    7. Принципиальным вопросом, особенно для художественного кино, является соотношение социальной и моральной проблематики в содержании фильмов. Откровенное выдвижение на передний план социальных проблем, особенно тех, которые непосредственно касаются политических отношений, может оборачиваться отказом от признания общечеловеческих нравственных ценностей. Уважение к ним предполагает производство наряду с фильмами, посвященными общественным преобразованиям, крупным историческим событиям, фильмов, посвященных повседневному общению людей и связанным с ним их личным переживаниям. Поэтому нельзя согласиться с категорическим осуждением таких жанров киноискусства как мелодрамы и мелодраматические сериалы. Их нельзя ставить на одну доску с фильмами, пропагандирующими взаимную неприязнь как норму отношений между людьми, агрессивность, оголенный секс и тому подобные явления, чуждые общечеловеческим моральным нормам.

    Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на конференциях, в публикациях.

    Данную диссертацию можно прочитать в Государственной Российской библиотеке.

    + Заказать электронную версию диссертации

    + Сайт: Фильмы новой эпохи просвещения


    Форма входа

    Кино и фото искусство

    ПОПУЛЯРНОЕ:

    НОВОЕ на САЙТЕ:

    РЕКЛАМА:
    видео | съемка свадьбы

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru
    Хостинг от uCoz