Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Реклама

    Наш опрос
    Оцените проект Media-Shoot

    Всего ответов: 585


    Главная » Файлы » СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КНИГИ » Книги по теории кино

    Л. Кулешов - Уроки кинорежиссуры. Статьи и материалы
    [ ]

    Книга: Л. Кулешов - Уроки кинорежиссуры. Статьи и материалы

    Скачать бесплатно книгу Льва Кулешова "Уроки кинорежиссуры" и сборник статей "Статьи и материалы" в формате pdf, doc и fb2
    1,8 Мб
    http://media-shoot.ru/books/Kuleshov/Kuleshov-Uroki_kinorezhissury.pdf
    http://media-shoot.ru/books/Kuleshov/Kuleshov-Stati_i_Materialy.doc
    http://media-shoot.ru/books/Kuleshov/Kuleshov-Stati_i_Materialy.fb2

    Скачать бесплатно книгу Льва Кулешова "Уроки кинорежиссуры" и сборник статей "Статьи и материалы" в формате pdf, doc и fb2"Я начал работать в кино более пятидесяти лет тому назад и видел все
    стадии становления и развития кино как искусства и ВГИКа как уникального
    учебного заведения, готовящего кадры кинематографистов всех профессий
    для СССР и других стран мира. Поэтому мне многое запомнилось. Я видел
    уже не революцию, а эволюцию открытия - переход из младенческого
    состояния кино в зрелое..."


    Кинематографическое наследие
    Л. В. Кулешов
    Статьи. Материалы

    Приход в кино
    Кинохроника. Фильм „На Красном фронте"
    Исследования, статьи „Фильмы без пленки".
    Педагогические разработки „Мистер Вест"

    Статьи и материалы настоящего сборника освещают ранний период кинематографической деятельности одного из родоначальников советского кинематографа Л. В. Кулешова. Составителем сборника проделана большая работа по выявлению ряда важных в научном отношении исследований режиссера, публикация которых позволяет по-новому осветить вопрос становления советской кинотеории. Статьи и исследования Кулешова сопровождены комментариям! А. С. Хохловой, соратницы режиссера на всем протяжении его творческого пути.

    ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
    Лев Владимирович Кулешов известен всему миру как выдающийся со-
    ветский кинорежиссер, автор фильмов, ставших классикой кинематографа -

    "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По
    закону" (1926), "Великий утешитель" (1933) и др. Его гениальные открытия в
    области монтажного кинематографа, в том числе знаменитый "эффект Куле-
    шова", считаются основой основ языка кино. С именем Льва Кулешова связа-
    ны не только достижения в теории и практике кинорежиссуры, но и рождение
    первой в мире государственной киношколы.

    Государственная школа кинематографического искусства была открыта в
    Москве 1 сентября 1919 года с целью "дать законченное практическое образо-
    вание всем, желающим посвятить себя служению кинематографии во всех об-
    ластях кинотворчества".
    Возглавил школу известный режиссер дореволюци-
    онного кино Владимир Гардин. В актерском классе, который открылся самым
    первым, хорошо учили пластике и ритмическим танцам, и даже лучшим теат-
    ральным педагогам в то время было трудно представить, как обучать кинона-
    турщиков.
    С появлением в 1920 году в киношколе молодого художника и режиссера
    Льва Кулешова жизнь начинает активно меняться. К этому времени Кулешов
    возглавлял отдел хроники и перемонтажа фильмов в Кинокомитете и имел
    достаточно богатый опыт работы в кинематографе; как художник-оформитель
    он участвовал в создании более 10 фильмов, публиковал теоретические статьи
    по вопросам киноискусства, как режиссер снимал сюжеты для кинохроники,
    сделал "Проект инженера Прайта" - первый русский фильм, снятый монтажно,
    с использованием крупных планов и стремительного темпа. В киношколе Лев
    Кулешов создает свой класс кинонатурщиков и начинает обучать их совер-
    шенно иначе, чем педагоги театральной школы. Здесь, в школе, Кулешов
    встречает Александру Хохлову, которая в дальнейшем станет его женой, ак-
    трисой в его фильмах, соавтором всех его творческих замыслов.'
    Основной задачей мастерской становится изучение приемов игры кино-
    актеров и законов кинорежиссуры. Кулешов идет по пути поиска специфики
    пластики человеческого тела применительно к экрану, по пути создания "уни-
    версального" актера. Занятия пластикой, ритмикой, акробатикой, танцем, бок-
    сом дополнялись лекциями Кулешова по режиссерскому и актерскому мастер-
    ству. "Фильмы без пленки" - пластические этюды, в которых отрабатывались
    способы организации пространства и актерской игры, - стали одним из инте-
    реснейших педагогических изобретений Кулешова, которое в дальнейшем
    эволюционирует в знаменитый метод предварительных репетиций. В 1921 го-
    ду после первого показательного вечера класса Кулешова стало очевидно, на-
    сколько необычны и творчески перспективны эксперименты молодого коллек-
    тива.

    Постепенно формируется знаменитый "коллектив Кулешова", куда вошли
    его ученики и будущие коллеги по творческой и педагогической работе:

    А.Хохлова, В.Пудовкин, С.Комаров, Л.Оболенский, Б.Барнет, П.Подобед,
    В.Фогель, П.Галаджев и др. На правах вольнослушателя три месяца у Кулешо-
    ва занимался Сергей Эйзенштейн, именно здесь он получил первые кинозна-
    ния по теоретическому монтажу и построению массовок. Очень скоро мастер-
    ская становится лабораторией экспериментов и поисков выразительных
    средств языка кино. Воспитание самобытных, ярких личностей, ставших впо-
    следствии известными деятелями кино, несомненно свидетельствовало о ее
    огромном творческом потенциале.

    К 1922 году в киношколе начинается борьба из-за методов воспитания ак-
    терос, и Лев Кулешов, а за ним и вся группа его учеников уходят из стен шко-
    лы. Мастерская продолжает работать, но новыми учениками теперь занимают-
    ся "старики" - члены "коллектива Кулешова", от актерской практики они пере-
    ходят к режиссерской.
    Это были важные вехи в рождении будущей системы
    подготовки кинематографистов. Автономное существование "коллектива Ку-
    лешова" продолжалось недолго (хотя все это время мастерская считалась фи-
    лиалом киношколы). С 1926 года Лев Кулешов уже постоянно работал в ин-
    ституте.

    "Мы любили жизнь и всеми своими помыслами стремились на производ-
    ство, - напишут в своих воспоминаниях Л.Кулешов и А.Хохлова. - Мы хотели
    во что бы то ни стало, несмотря на голод и холод, на отсутствие пленки, на
    разрушенные ателье, - снимать, снимать, снимать.
    Снимать так, чтобы наши
    картины смотрели зрители". Вместе с учениками Лев Кулешов ставит лучшие
    фильмы: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков",
    "По закону", "Великий утешитель". В дальнейшем он не раз говорил о "чисто
    ремесленном" подходе к обучению студентов, объясняя это своей индивиду-
    альностью и объемом знаний. Связь с кинопроизводством, уверенность в не-
    обходимости полноценной практики студентов на киностудиях - одна из отли-
    чительных черт метода Кулешова-педагога.

    Талант Кулешова-режиссера и педагога тесно переплетаются. Весь свой
    практический опыт он систематизировал и адаптировал к учебному процессу.

    Одна за другой создавались "Программа кинематографической эксперимен-
    тальной мастерской коллектива преподавателей по классу натурщиков" (1922-
    1923) для среднего кинематографического образования; программа по теории
    и практике режиссуры, рассчитанная на два года обучения на режиссерском
    факультете ГИКа; "Программа курса по технологии режиссуры" (1935-1936),
    "Программа практикума режиссуры" (1934) для академической группы режис-
    серского факультета; программа курса "Практика кинорежиссуры" (1939) для
    четырехлетнего обучения; наконец, программы по курсам "Основы киноре-
    жиссуры" и "Режиссура художественного фильма" (1949). Эти разработки лег-
    ли в основу системы обучения будущих режиссеров во ВГИКе.

    Подготовка подлинных профессионалов, знающих процесс создания
    фильмов на киностудиях, способных принести с собой на производство высо-
    кий уровень кинематографической культуры, активно занимала Кулешова-
    педагога.
    Он постоянно настаивал на необходимости тесного взаимодействия
    производства и учебного процесса. Выступая на заседаниях кафедры режиссу-
    ры, в Комитете по делам кинематографии, в прессе, Лев Кулешов требовал,
    добивался именно такой системы подготовки специалистов: "Студенты-
    режиссеры и студенты-актеры должны посещать репетиционную работу сво-
    его режиссера-преподавателя, смотреть ее и принимать в ней активное уча-
    стие... И режиссеру, и оператору, и другим членам группы постоянно бывает
    необходимо произвести тот или иной производственный эксперимент. Они его
    могут производить на репетиции в ГИКе, а студенты от этого в смысле учебы
    только выиграют. Так, во взаимном содружестве, в объединении гиковской и
    производственной работы, на базе репетиционного метода будет происходить
    выковывание молодых специалистов, крепко связанных с производством".
    Подлинно педагогическим и научным достижением Л.Кулешова стал его
    репетиционный метод, или система предварительных репетиций (1933). Заро-
    дившийся как эксперимент в условиях дефицита кинопленки, репетиционный
    метод превратился не только в основу педагогической практики во ВГИКе, но
    и в реальную возможность организационного совершенствования всей отече-
    ственной кинематографии. Кулешов "проверил и утвердил" метод предвари-
    тельных репетиций во время съемок "Великого утешителя". "Этот метод, - пи-
    сал режиссер в автобиографии, - помимо творческих преимуществ в работе с
    актером дал и производственный выигрыш во времени, необходимом для ра-
    боты над фильмом: картина была снята за сорок дней на пленке "Союз" (впер-
    вые)".

    В 30-е годы Лев Кулешов вместе с Сергеем Эйзенштейном создают про-
    ект специального экспериментального репетиционного кинотеатра, "который
    был бы показателен не только для нашего Союза, но и для заграницы".
    "Мне
    кажется, - писал Лев Кулешов, - что наиболее правильной формой работы ве-
    дущих кинорежиссеров в киноинститутах явится репетиционная постановка
    отрывков литературных произведений или киносценариев силами студентов
    на специально оборудованной сцене... Молодой кинематографист-режиссер
    должен, выходя из института, сделать проект постановки. Проект постановки
    - это сценарий, разработанный режиссерски, режиссерская экспликация, фото-
    графии актеров и грима, эскизы декораций и костюмов и, главное, репетици-
    онный спектакль будущей постановки. По такой дипломной работе можно
    судить о действительных знаниях и способностях молодого режиссера".
    Актуальность слов Льва Кулешова очевидна и сегодня. В силу многих
    причин репетиционный кинотеатр так и не был построен, но эта идея
    Л.Кулешова и С.Эйзенштейна трансформировалась в идею Учебной киносту-
    дии для института. Ее создание и организация съемочного процесса постоян-
    но занимали Льва Кулешова. Вернувшись в 1944 году из эвакуации и возгла-
    вив ВГИК, он сразу же приступил к восстановлению Учебной киностудии. "Я
    работал директором ВГИКа, - пишет Л.Кулешов в автобиографии, - и решал не
    только академические проблемы, но и такие вопросы: как отопить помещение,
    где достать мебель, съемочную и осветительную аппаратуру для учебной сту-
    дии. Это было трудное время. Но я был не один, а среди моих коллег был за-
    мечательный мастер и педагог Сергей Михайлович Эйзенштейн".

    За долгий период работы во ВГИКе Л.Кулешов был и директором инсти-
    тута (хотя никогда не хотел быть администратором), и заместителем директора
    по научной работе, и заведующим кафедрой режиссуры, и руководителем мас-
    терской.
    Его заинтересованный подход к процессу обучения будущих кинема-
    тографистов выражался в высокой требовательности к подбору педагогов ки-
    ношколы. Именно он пригласил во ВГИК В.Пудовкина, Ю.Райзмана,
    С.Герасимова, Т.Макарову, Г.Козинцева, Г.Александрова, Б.Бабочкина,
    И.Савченко, И.Пырьева. Говоря о научной и педагогической деятельности ин-
    ститута, Л.Кулешов выделял три важных периода в жизни ВГИКа: "Первый
    этап начался в двадцатых годах - он положил основу монтажного кинемато-
    графа. Второй этап ВГИКа создан Сергеем Михайловичем Эйзенштейном -
    первым большим ученым, первым доктором искусствоведения в кинематогра-
    фе. Этот этап является качественным скачком в развитии мировой кинемато-
    графической науки и преподавания специальных дисциплин. Третий качест-
    венный этап ВГИКа начинается в 1944 году с прихода в институт на постоян-
    ную педагогическую работу С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. Герасимов
    по-новому возродил бывшие в 20-х годах в институте объединенные режис-
    серско-актерские мастерские".

    Сам Л.В. Кулешов отдавал ВГИКу практически все свое время. Мастер-
    ская Л. Кулешова и А. Хохловой славилась внимательным подходом к каждо-
    му студенту, методом кропотливых индивидуальных занятий, во время кото-
    рых мастера проделывали вместе с учениками путь от замысла фильма до
    монтажа, вникали в их намерения, старались понять, помочь, направить на
    творчески перспективный путь.
    Помимо своей мастерской Л.В. Кулешов читал лекции по основам кино-
    режиссуры почти на всех факультетах института, работал в приемных, экзаме-
    национных, выпускных комиссиях - идея воспитания во ВГИКе подлинно
    б профессиональных кинематографистов воплощалась им в жизнь самым непо-
    средственным образом. Его труд "Основы режиссуры" (1941 г., переиздан в
    1995 г.) уникален. Практически до сих пор он является единственным учебни-
    ком кинорежиссуры.

    Знаменитые слова учеников мастера: "Мы делаем картины - Кулешов
    сделал кинематографию," - относятся и ко ВГИКу. Л.В. Кулешовым была раз-
    работана система высокопрофессионального образования будущих кинемато-
    графистов, ставшая фундаментом развития отечественной кинематографии.
    Поистине, ВГИК - дело всей его жизни...

    Категория: Книги по теории кино
    Просмотров: 2892 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Книги по теории фотографии [78]
    Теория и история фотографии
    Книги по теории кино [89]
    Скачать книги по теории кино



    Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz