Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА и ФОТОГРАФИИ » Великие и известные режиссёры

    Сергей Герасимов

    С.А. Герасимов

    Проявил себя как актер преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически четкого рисунка образа. Во всех актерских работах ощущались тонкие, ясные мотировки поведения, социальная принадлежность, определенный психологический тип. Особенно ему удавались роли романтических злодеев.

    Режиссерский почерк - непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х.
    Все фильмы объединены страстным, увлеченным поиском лучших черт человека.

    Здесь простота - не натурализм, но высшая степень художественного постижения действительности…

    Имя С. А. Герасимова ассоциируется с эпохой взлета советского кино в 1950-1980-х гг.

    В творчестве большого художника , как бы разнообразно оно ни было, почти всегда можно найти внутреннюю, последовательно и настойчиво развиваемую тему. Она обычно выражает идейную, гражданскую позицию автора, особенности его таланта и человеческой индивидуальности, наконец, просто его интересы и пристрастия. В творчестве С. А. Герасимова - это тема нравственной высоты человека, художественное исследование духовного мира людей.

    Приверженность к изображению повседневного, будничного труда и быта людей имеет своим началом воспоминания детских лет. Отсюда идет и очень личное отношение к жизни маленького городка, деревни, к русской природе, которое чувствуешь, когда смотришь его фильмы, будь то "Журналист", "У озера" или "Учитель", "Сельский врач", "Большая земля".

    Знаменитый кинорежиссер родился в 1906 г. в поселке Десятилетие Чебаркульского района недалеко от Чебаркуля и села Малково. По сию пору сохранился дом семьи Герасимовых. Сам поселок, получивший название в советское время, был заимкой, которую купил Аполлинарий Герасимов. Сергей был крещен в Кундравах. По православным канонам крещение считается настоящим рождением человека, видимо, поэтому существует версия, что Герасимов родился в селе Кундравы.

    Отец Герасимова, Аполлинарий Алексеевич, - по происхождению дворянин - участвовал в революционном движении. За организацию социал-демократических кружков среди рабочих Путиловского завода был арестован и сослан на каторгу. Политссыльной была и мать Сергея Аполлинариевича - Юлия Борисовна. Долгие годы провели его родители в Сибири, потом перебрались на Урал. Отец, инженер-технолог, стал работать на Миасском заводе. Вскоре он трагически погиб во время геологической разведки, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, тогда едва исполнилось три года. Потеря отца тяжело сказалась на материальном положении семьи. Но, несмотря на все трудности, детство Сережи было веселым и озорным. Няня Наталья Евгеньевна - женщина скромная и простая - сыграла, по словам Сергея Аполлинариевича, главную роль в его воспитании, научила будущего художника воспринимать природу, рисовать, привила ему доброе отношение к окружающему миру.

    Исключительная впечатлительность, особо острая восприимчивость к искусству выделяли его среди сверстников. В возрасте 8 лет в Екатеринбурге он попал в театр. Шла опера "Евгений Онегин". Первые же звуки вступления потрясли мальчика. С тех пор искусство властно и навсегда вошло в его душу. Театр стал объектом его мечты.

    В 1915 г. Сергей поступил в реальное училище в Екатеринбурге. Тяжелое материальное положение вынудило семью переехать в Красноярск, где Герасимов продолжил учебу, работая одновременно на одном из заводов (с 1920 г.). 14-летний Сережа оказался единственным кормильцем семьи.

    В 1923 г. Герасимовы возвратились в Екатеринбург. В то время почти во всех крупных городах страны открывались различные студии, школы, мастерские. В одну из театральных студий города поступил Сергей. Однако, кроме разочарования эта студия ничего не дала молодому человеку.
    Возвращение семьи практически совпало с отъездом Герасимова на учебу в Петроград, где жил тогда старший брат.

    В 1923 г. семнадцатилетний Сергей в первый раз увидел город, где ему было суждено на протяжении почти 20 лет плодотворно и напряженно трудиться. Питер заворожил его. Надо было выбирать учебное заведение. Герасимов тогда не увлекался кинематографом и вряд ли мог представить себе, что пройдет совсем немного времени, и он навсегда свяжет свою жизнь с этим молодым, полным загадок и нераскрытых возможностей искусством. В начале 1920-х гг. его манил театр. Но поступил он все-таки, как ни странно, в художественное училище. Позже Сергей Аполлинариевич вспоминал, что решающую роль в этом сыграло желание матери, сестры и братьев. Днем он стоял у мольберта в училище живописи, где, по его собственному признанию успехов не делал, а по вечерам выходил на сцену только что открывшегося Экспериментального театра. Однако вскоре оставил его, продолжая аккуратно посещать художественное училище.

    Прошел год , и тут произошло событие, решившее его судьбу. Товарищ, работавший за соседним мольбертом, однажды предложил ему пойти в ФЭКС (фабрика эксцентричного актера). Дух обновления, свойственный всей жизни страны, находил своеобразное преломление и в искусстве. Герасимов вступил в мастерскую в переломный момент ее существования: из театральной она превращалась в кинематографическую.

    Впервые имя Герасимова появилось в титрах в 1925 г. Роль в фильме "Мишки против Юденича" стала началом его актерской карьеры в кино. К сожалению, этот фильм не сохранился. Сергей работал ассистентом режиссера в ФЭКСе под руководством Г. К. Козинцева и Л. З. Трауберга. Проявил себя как актер преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически четкого рисунка образа. Во всех актерских работах ощущались тонкие, ясные мотировки поведения, социальная принадлежность, определенный психологический тип. Особенно ему удавались роли романтических злодеев.

    Снявшись в пяти картинах, Герасимов приобрел известность.

    В 1928 г. он окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств. В дальнейшем, не оставляя актерской работы, начал заниматься преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая и как сценарист.

    С 1930 г. С. А. Герасимов - режиссер кинофабрики "Совкино". Начал руководить мастерской экранного искусства при киностудии "Ленфильм".

    Фильм "Семеро смелых" (1936) был первой настоящей удачей молодого режиссера. Здесь вполне определился его режиссерский почерк - непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х.

    Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм "Учитель" (1939). Сталинская премия СССР, (1941). Деревню Герасимов рисовал с наблюдательностью, с тонким пониманием характеров и обычаев жителей. В нем много биографического, уральского, в т. ч. характеров, вынесенных автором из наблюдений жизни на Южном Урале. Этот фильм, заметно выделявшийся простотой житейской истории и вызывающей негероичностью персонажей, Сергей Аполлинариевич справедливо считал лучшей своей картиной.

    В своих работах режиссер большое место отводил исследованию русского национального характера в его привлекательных общечеловеческих проявлениях. Такое внимательное отношение к человеку с его самоотверженностью в труде и жаждой справедливости сделало имя Герасимова популярным.

    На территории нашей области снималось несколько фильмов мастера, и именно челябинцы становились первыми зрителями многих его картин. Начало этой традиции Герасимов положил еще в военные годы, когда показал рабочим Танкограда фильм "Маскарад", снятый к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова. В годы Великой Отечественной войны Герасимов принимал участие в съемках "Боевого киносборника № 1" (1941). В этот период были созданы фильмы "Непобедимые" (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и "Большая земля" (1944) - о людях труда, ставших воинами.

    В 1944 г. Сергей Аполлинариевич был назначен заместителем председателя Комитета кинематографии по военной хронике. Тогда же вернулся к педагогической деятельности, совместно с Т. Макаровой руководил объединенной режиссерско-актерской мастерской ВГИК. В 1944-1946 гг. возглавлял Центральную студию документальных фильмов. Именно ему было поручено руководство съемками Ялтинской и Потсдамской конференций, а в качестве постановщика - съемками Парада Победы в Москве (1945).

    В 1945 г. он стал режиссером "Союздетфильма" (ныне - киностудия им.
    М. Горького). После войны появилось новое поколение учеников режиссера, вошедшее в киноискусство под названием "молодогвардейского": их дебютом стал фильм "Молодая гвардия".
    Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм стал этапным произведением в развитии советского киноискусства.

    Творческая активность сочеталась у С. А. Герасимова с активностью гражданской. Он избирался депутатом Верховных Советов СССР и РСФСР, был членом президиума Советского комитета защиты мира, академиком АПН СССР.

    После "Молодой гвардии" в жизни режиссера наступил период относительного спада, он длился почти семь лет, до начала работы над "Тихим Доном". Герасимов определял режиссуру как функцию литературы, а структуру фильма как романную. Не случайно его обращение к роману "Тихий Дон" М. Шолохова (1957-1958) оказалось несомненной художественной удачей. Фильм, получивший 1-ю премию Всесоюзного кинофестиваля (ВКФ) за режиссуру и Гран-при Международного кинофестиваля (МКФ) в Карлови-Вари в 1958 г., Почетный диплом Гильдии режиссеров США лучшему заграничному фильму в 1960 г., решен в жанре народной драмы.

    Цикл из четырех двухсерийных картин, созданный художником за десятилетие, открыл фильм "Люди и звери"(1962). Эти фильмы 1960-1970-х гг.: "Журналист"(1967, Большой приз МКФ), "У озера" (1970, премия МКФ в Карлови-Вари; Государственная премия СССР, 1971), "Любить человека" (1973, главная премия ВКФ), "Дочки-матери" (1975) очень разные. Среди них есть более и менее удачные. Но все они объединены страстным, увлеченным поиском лучших черт человека. Мастер стремился создать образ времени, образ современной ему жизни в ее главных проявлениях. В названии фильма "Любить человека" лаконично и емко выражен пафос его творчества. Эту знаменитую ленту раньше москвичей увидели сотрудники института "Челябинскгражданпроект". Еще раньше, в Чебаркуле (август 1967 г.), в клубе им. Горького состоялась премьера фильма "Журналист", съмки которого проходили на озерах Тургояк, Чебаркуль.

    Прекрасные актеры - С. Никоненко. Н. Белохвостикова и др. (перечислить всех немыслимо) именно в этих лентах сыграли самые сильные свои роли, утвердили себя.

    Фильмы Герасимова 1960-1970-х гг. рассчитаны на человека думающего, они не для пассивного созерцания, а для активного мышления. Это фильмы-раздумья. Мы видим в этих лентах и реальные приметы эпохи. Здесь простота - не натурализм, но высшая степень художественного постижения действительности…

    Герои герасимовских фильмов - непременно личности. Их человеческая сущность всегда в чем-то феноменальна. Он любил людей духовно красивых, внутренне богатых и щедрых, самобытных. Исключительное значение придавал режиссер воспроизведению среды, в которой действуют герои, особенностей обстановки, бытовых подробностей, деталей. Его всегда привлекала эпическая, повествовательная манера изображения жизни на экране, близкая к литературной прозе.

    Исследователь современной темы закономерно обращается к классике, убеждая зрителей в том, что в истории можно найти ответы на многие вопросы дней нынешних.

    В 1976 г. Герасимов экранизировал для ТВ "Красное и черное" Стендаля, в 1981 г. по роману А. Н. Толстого "Петр I" создал фильмы "Юность Петра" и "В начале славных дел".
    Мастер говорил: "Режиссер в известном смысле летописец. Он находится в постоянном поиске героя нашего времени".

    Особая страница в биографии Герасимова - родная уральская земля, которую он любил и на которую все время возвращался. "К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно. Уральские края для меня - образ нетленной красоты. Приезжая к вам, я неизменно восхищаюсь трудом и талантом своих земляков", - сказал он в одном из выступлений перед челябинцами.

    Сергей Аполлинариевич снял более 30 кинокартин, но только к концу жизни выполнил свое заветное желание - создать ленту о Л. Н. Толстом и самому исполнить главную роль. Выступая перед челябинцами на премьере фильма "Лев Толстой"
    (состоялась в августе 1984 г. в Доме политпросвещения), он сказал: "Нашей главной задачей было не пересказать биографию Толстого, а показать, как актуальна сегодня его борьба за человеческое в человеке, как важно для каждого из нас его постоянное стремление к самосовершенствованию. Молодому поколению необходимы нравственные уроки Толстого, его идеалы добра и справедливости".

    Герасимов создал монофильм, монотрагедию. Ему удалось передать масштабность фигуры Толстого, сложность и противоречивость его характера, его талант и глубочайший ум. 78-летний режиссер просиживал по 5 часов в гримерной, а потом часами играл и одновременно режиссировал…

    Через год, в 1985 г., Сергея Аполлинариевича не стало. Незадолго до смерти он приезжал в отпуск на малую родину, где отдыхал на любимом им с детства озере Чебаркуль. Последняя встреча Мастера с земляками прошла в ДК села Травники 19 августа 1985 г. 21 августа стало последним днем его пребывания на Урале. С. А. Герасимов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Он был жизнелюбив, и жизнелюбие носило у Герасимова особый, энергичный, действенный характер.


    И. А. Казанцев

    Источник: http://unilib.chel.su:6005/el_izdan/kalend2006/gerasim.htm
    Категория: Великие и известные режиссёры | Автор: И. А. Казанцев
    Просмотров: 7696
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Великие и известные режиссёры [25]
    Великие и известные кинооператоры [26]
    Великие и известные фотографы [20]
    Великие и известные сценаристы [8]
    История развития фотографии [6]
    История развития кинематографа [18]



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz