Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА и ФОТОГРАФИИ » Великие и известные кинооператоры

    Свен Нюквист

    Свен Нюквист

    "Наиболее значительное достижение в искусстве оператора состоит в том, что камера наконец завоевала человеческое лицо. Живое, изменяющееся человеческое лицо".
    Ингмар Бергман
    "Свет дает мне духовное ощущение. Свет с тобой - и ты уже не чувствуешь одиночества".
    Свен Нюквист

    оператор Свен НюквистБольшинство кинопрофессионалов считает Свена Нюквиста самым гениальным из ныне живущих операторов мира. За свою долгую творческую карьеру, охватившую почти полвека, Нюквист довел до совершенства искусство кинооператора, придавая фильмам, над которыми он работал, простоту и естественность. Главным инструментом такого эффекта стала филигранная работа со светом. Свен Нюквист использует освещение, чтобы выразить состояние, а главное, так передать естественные оттенки человеческого лица, чтобы нужная эмоция эпизода смогла проявиться на нем как бы сама, без прямой световой агрессии.

    Нюквист пришел в Шведское кино в 19 лет. Впервые судьба свела его с Бергманом на картине "Вечер шутов", 1953 (Нюквист был одним из трех операторов этого фильма). Первой же по-настоящему самостоятельной работой у Бергмана стал для него фильм "Источник", 1960. Нюквист окончательно заменил великого Гуннара Фишера на месте главного оператора Бергмана, и его сотрудничество с легендарным режиссером продолжилось четверть века.

    оператор Свен НюквистПоворот от Фишера к Нюквисту изменил визуальный облик бергмановских картин. В определенном смысле, это было различие между Караваджо и Рембрандтом. Изображение Фишера являло собой экспрессивную борьбу света и тьмы, тогда как Нюквист предпочитал тонкие и натуральные световые композиции со спокойным природным северным освещением, во многом перекликавшиеся с работами великих скандинавских художников. Совместная работа Нюквиста и Бергмана - один из самых ярких примеров плодотворного творческого сотрудничества гениальных мастеров кино. В "Трилогии веры" Нюквист добился индвидуального визуального стиля каждой части: "Как в зеркале", 1961, буквально удушает зрителя своей атмосферой, "Молчание", 1963, возвращается в стилистику немецкого экспрессионизма, а "Причастие", 1963, средняя часть трилогии, наиболее визуально совершенна. Нюквист досконально изучил освещение в маленькой провинциальной церкви, а затем воссоздал в павильоне в Стокгольме все тончайшие нюансы света, меняющегося с изменением времени суток. Невозможно поверить, что фильм был снят в студии, а не в реальном храме где-нибудь на севере Швеции.

    Свен Нюквист и Андрей Тарковский на съеске фильма "Жертвоприношение"В фильме "Шепоты и крик", 1972, Нюквист создал изысканный сплав белого и красного. За эту работу он был удостоен Оскара. Еще одного Оскара он получил за знаменитый фильм "Фани и Александр", 1983, который должен был стать последним в кинокарьере Бергмана, но, по счастью, не стал.

    Начиная с конца 70-х годов Нюквист интенсивно работает в Европе и Америке. Среди его лучших картин этого, последнего, периода - "Прелестный ребенок" Луи Маля, "Невыносимая легкость бытия" Филиппа Кауфмана, "Звезда 80" Боба Фосса, "Неспящие в Сиэтле" Норы Эфрон, "Другая женщина", "Преступления и проступки" Вуди Алена, "Чаплин" Ричарда Аттенборо, "Жертвоприношение" Андрея Тарковского. В 1998 году он оставляет кино из-за тяжелой болезни.

    Краткая биография

    кинооператор Свен НюквистСвен Нюквист (3 декабря 1922, Мохеда, Крунуберг – 20 сентября 2006, Стокгольм) — шведский кинооператор и режиссёр. Будучи сыном лютеранских миссионеров в Африке, воспитывался родственниками. Увлекался спортом. Его отец, фотограф-любитель, заинтересовал его визуальными искусствами, и Свен впервые взял в руки камеру, чтобы заснять свои прыжки в высоту и лучше отработать технику.

    После года учёбы в Стокгольмской муниципальной школе фотографии включился в кинопроизводство как помощник оператора. В 1943-1945 работал на студии Чинечитта (Италия). В 1953 началось его сотрудничество с Ингмаром Бергманом.

    За 55 лет операторского труда снял более 120 фильмов. Наиболее известен своими работами в фильмах Бергмана, которых он — считая телевизионные и документальные — снял свыше двадцати.

    "Свет живет со мной" - документальный фильм, посвященный Свену Нюквисту. режиссер Карл-Густаф Нюквист (сын знаменитого оператора)

    фильм Свет живет со мной. Режиссер Нюквист

    "Свет живет со мной" - это посвящение сына своему отцу. Посыл фильма прост, но это святая простота. Отец - знаменитый шведский оператор Свен Нюквист, и этот факт погружает картину в совершенно особый контекст. Сын, Карл-Густаф Нюквист, снимает отца за вполне обыденными вещами: езда на велосипеде, уборка постели, созерцание пейзажа за окном... В отличие от бесчисленного количества документальных лент о знаменитостях, в этом фильме мы видим жизнь простого человека и его великую работу. Именно работа Свена Нюквиста свела его с одним из самых выдающихя режиссеров мира Ингмаром Бергманом.


    Сам Свен Нюквист присутствует на экране лишь отрывочно. В 1998 году ему пришлось оставить кино из-за афазии, редкой формы деменции, затрагивающей способность человека к словесному выражению своих мыслей. Мы видим его, вместе с тяжелым чемоданом кинопленок и других свидетельств его кинодостижений. Мы видим его на вручении Оскара за работу над фильмом "Шепоты и крики" (1972). Многие из этих современных съемок, запечатлевших Свена Нюквиста, сопровождаются в фильме чтением отрывков из "Сиддхархи" Германа Гессе, любимой книги мастера. Есть явные параллели между историей героя романа, Ситтхартхи, навсегда оставившего брамина-отца и ступившего на путь самопознания и юношеским решением самого Свена покончить с суровым гнетом родителей-миссионеров (семья жила в Африке) и прислушаться к голосу собственного сердца. И вместо того, чтобы продолжить религиозное дело отца, Свен ищет себя в искусстве.

    "Свет живет со мной" наполнен воспоминаниями режиссеров и актеров, с которыми работал Нюквист. Ингмар Бергман в наши дни почти не дает интервью, но в этом фильме он счел за честь рассказать об их совместной работе. И оказывается, что, будучи связанными на съемочной площадке почти символически неразрывными узами, Бергман и Нюквист практически не общались в бытовой, внекинематографической жизни.

    В фильме появляются и коллеги Нюквиста, великие операторы Витторио Сторраро, Лэшло Ковач, Джузеппе Ротунно, Вилмош Зыгмонд. Они рассказывают о влиянии Нюквиста как на мировое операторское искусство, так и на личное профессиональное становление каждого из них.

    Свен Нюквист и Вуди АленНюквист сам поставил пять фильмов, а как оператор работал кроме Бергмана со многими великими режиссерами, среди которых Вуди Ален, Роман Полански, Луи Маль, Андрей Тарковский.

    Эта картина - портрет отца, снятый с любовью его сыном, и потому она вовсе не претендует на то, чтобы объективно определить роль Свена Нюквиста в истории кино. Эта работа примечательна как раз тем, что она не спешит удивить публику яркими фактами творческой карьеры оператора. Просто к концу фильма возникает ощущение, что ты провел часть своей жизни с этим человеком. Со Свеном Нюквистом. И это было прекрасное время!..

    текст Дэвин Рамбо (с сокращениями), перевод Андрея Смирнова
    источник

    Интервью журналу "Сеанс". Свен Нюквист: Я получил такие возможности в работе, каких никогда раньше не имел

    — Как начиналась ваша совместная работа с Бергманом?

    — Как обычно и бывает — по воле случая. Готовились к съемкам «Вечера шутов». К тому времени Бергман уже сделал много фильмов, был знаменит. Работать с ним должен был не я, а другой оператор. Но по каким-то обстоятельствам, которых я теперь не помню, кого-то из нас, операторов, должны были послать в Голливуд, и выбрали не меня, а этого другого… Так мы и встретились с Бергманом.

    — К 1953 году — году съемок «Вечера шутов» — у вас уже был солидный опыт работы в кино с другими режиссерами. Тем не менее, ни с кем из них, так же, как ни с кем из тех, с кем вы работали позже, у Вас не получилось столь многолетнее, плодотворное и стабильное содружество. А ведь судя по всему, у него был не столь уж легкий характер…

    — Он был непохож на других кинорежиссеров. Он пришел из театра, но все умел делать сам. Он выстраивал сцену полностью, не надеясь, как другие, на последующий монтаж. Я хочу сказать — на монтаж как средство исправлять ошибки и восполнять пробелы. У него еще в процессе съемок все было продуманно и осмысленно. А характер… Что же… Ингмар был очень требовательным. Но к другим не больше, чем к себе самому. Мог кричать на съемке. Его вспышки гнева… это были скорее приступы отчаяния… Я не обращал внимания, старался слушать его: он почти всегда был прав. Кроме того, я уже тогда понимал, что он гений. Дело было не в почитании и не в послушании, а в том, что он всегда точно знал, что нужно для фильма, как лучше для фильма.

    — Было бы логично, если бы он — театральный режиссер по преимуществу — передоверил бы оператору основную заботу по изображению. Были ли у вас какие-нибудь трудности, связанные с его специфическим театральным опытом?

    — Нет, он все умел. И со светом работать, и с движением в кадре. Я получил такие возможности в работе, каких никогда раньше не имел. Потому что, с одной стороны, он знал все тонкости моей профессии и мог подать толковый совет, ценную идею, оценить мои усилия и заметить мои ошибки, а с другой стороны, он поощрял мои поиски, мои собственные эксперименты. …В кино Бергман получил ту возможность, которой он не имел в театре: крупный план. Зритель может находиться рядом с лицом актера. Он мне всегда говорил: следи за освещением, глаза должны быть хорошо видны, в них — душа, сердце. Мы реже снимали силуэты, чаще — лица, глаза…

    Никаких сложностей в наших отношениях не возникало. Мы понимали друг друга с полуслова. Ингрид Бергман однажды меня спросила во время съемок «Осенней сонаты», почему мы с Бергманом почти не разговариваем. А нам не нужны были слова для того, чтобы понимать друг друга. Мы часто даже думали одинаково.

    Перед началом съемок мы обычно обсуждали различные проблемы. Например, как работать со светом. Один раз он мне сказал: «Со следующим фильмом будет труднее. Действие происходит в церкви». Я ответил: «Ну, какие тут сложности, это легче легкого!» «Ты так думаешь ?» — спросил он и тут же сообщил: «Мы поедем с тобой на север, заберемся куда-нибудь подальше и в одной из церквей будем сидеть и наблюдать за светом в течение двух часов: с одиннадцати до часу». Так и было. В течение трех недель мы сидели во время службы в церкви и смотрели, как свет видоизменяется в течение двух часов. Там было какое-то особое освещение, возникало какое-то особое настроение. Бергман сказал: «У нас в фильме должно быть такое же». У меня был фотоаппарат с собой, и я фотографировал каждые пять минут, чтобы зафиксировать, как свет меняется. Там я понял, что освещение не должно быть прямым. Потому что если лампа светит прямо, то за актером возникает тень. А ее не должно быть. Тогда я придумал, как сделать "непрямой " свет, и получилась очень реалистическая картинка. Потом я свои "открытия " использовал и в других фильмах.

    Вообще Бергман придавал всегда огромное значение работе со светом. У Бергмана свет всегда «говорит», в то время как другие режиссеры об этом не думают. У меня из-за этого потом возникали сложности. Например, работая с Романом Поланским, я предложил ему предварительно обсудить свет, на что он мне ответил: «Это твоя работа, а не моя». Мне было странно это слышать.

    — Известно, что в работе с актерами Бергман не был склонен поощрять спонтанные импровизации; что основная часть работы приходилась на досъемочный, репетиционный период, когда обговаривались все мельчайшие детали. Распространялось ли это правило и на оператора?

    — Прежде чем мы приступали к самим съемкам, вся наша съемочная группа обычно уезжала куда-нибудь дня на три. Все, все — и электрики, и рабочие… Мы уединялись от всех, читали сценарий, обсуждали его. Иногда в это же время делались пробы, проводились какие-нибудь подготовительные работы. Больше в моей практике такой предварительной «настройки» ни один режиссер не устраивая. …Я вообще считаю, что технические проблемы — дело второстепенное, главное для меня — это взаимопонимание между мной и режиссером, ощущение совместного творчества. С Бергманом у меня это было… Я со многими режиссерами в кино работал. Но самые лучшие — это Бергман и Тарковский. Они, по-моему, самые лучшие в мире. Работая с ними, я все время делал для себя какие-то открытия.

    … Сейчас я привожу в порядок свои записи… Думаю книгу написать. Столько фильмов мы с ним вместе сделали…

    + Журнал "Сеанс" - статьи про кино

    Умер шведский кинооператор Свен Нюквист

    Свен Нюквист на съемочной площадкеШведский кинооператор Свен Нюквист (Sven Nykvist) умер в Стокгольме на 84-м году жизни. За свою жизнь он снял около 120 картин, работая с крупнейшими европейскими и голливудскими режиссерами - от Ингмара Бергмана до Норы Эфрон. О его кончине сообщила лондонская газета The Times.

    Нюквист родился в 1922 году в семье шведских миссионеров, работавших в Конго. Большую часть детства он провел в Стокгольме и там же купил себе первую восьмимиллиметровую камеру. В конце 1940-х начал работать помощником оператора на съемочной площадке и некоторое время был переводчиком на римской киностудии Cinecitta. По счастливой случайности в 1953 году ему удалось получить место оператора на съемках ленты Ингмара Бергмана "Gycklarnas afton" ("Вечер шутов"), и с этого фильма началось их многолетнее сотрудничество: вместе они сняли более двадцати картин для кино и телевидения. За две из них - "Шепоты и крики" и "Фанни и Александр" - Нюквист получил премии "Оскар".

    Свен Нюквист был одним из самых востребованных операторов в мире, с ним любили работать многие крупнейшие режиссеры. С Андреем Тарковским он сделал картину "Жертвоприношение", с Луи Малем - "Черную луну" и "Прелестное дитя", с Романом Полански - "Жильца", с Бобом Рафельсоном - "Почтальон всегда звонит дважды", с Бобом Фоссом - "Звезду-80", с Фолькером Шлендорфом - "Любовь Свана". Также Нюквист работал с Лассе Хальстремом ("Что гложет Гилберта Грейпа" и "Есть о чем поговорить"), с Норой Эфрон ("Неспящие в Сиэттле" и "Совершенно чокнутый"), Филипом Кауфманом ("Невыносимая легкость бытия"), Вуди Алленом ("Другая женщина" и "Преступления и проступки").

    Один их немногих режиссерских опытов Нюквиста - картина "Oxen" ("Бык", 1991) - принесла ему номинацию на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

    ФИЛЬМОГРАФИЯ (избранная):

    Фильмы Бергмана
    1953 — Вечер шутов / Gycklarnas afton
    1960 — Девичий источник / Jungfrukällan
    1961 — Сквозь тусклое стекло / Såsom i en spegel
    1962 — Причастие / Nattvardsgästerna
    1963 — Молчание / Tystnaden
    1966 — Персона / Persona
    1968 — Час волка / Vargtimmen
    1968 — Стыд / Skammen
    1969 — Страсть / En passion
    1969 — Ритуал / Riten
    1971 — Прикосновение / Beröringen
    1972 — Шёпоты и крики / Viskningar Och Rop
    1973 — Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett äktenskap
    1975 — Волшебная флейта / Trollflöjten
    1976 — Лицом к лицу / Ansikte Mot Ansikte
    1977 — Змеиное яйцо / Das Schlangenei
    1978 — Осенняя соната / Höstsonaten
    1980 — Из жизни марионеток / Aus Dem Leben Der Marionetten
    1982 — Фанни и Александр / Fanny Och Alexander
    1984 — После репетиции

    Фильмы других режиссёров
    1953 — Варрава / Альф Шёберг
    1960 — Судья / Альф Шёберг
    1964 — Любовные пары / Май Сеттерлинг
    1970 — Первая любовь / Erste Liebe - Максимилиан Шелл
    1970 — Один день Ивана Денисовича / One Day in the Life of Ivan Denisovich - Каспар Вреде
    1975 — Выкуп / The Ransom (Terrorists) - Каспар Вреде)
    1975 — Черная луна / Black Moon - Луи Малль
    1976 — Жилец / Le Locataire - Роман Полански
    1978 — Прелестный ребенок / Pretty Baby - Луи Маль
    1978 — Начать сначала / Starting Over - Алан Пакула
    1980 — Вилли и Фил / Пол Мазурски
    1981 — Почтальон всегда звонит дважды / The Postman Always Rings Twice - Боб Рафелсон
    1983 — Звезда-80 / Star 80 - Боб Фосс
    1983 — Трагедия Кармен / Питер Брук
    1984 — Любовь Свана / Un Amour De Swann - Фолькер Шлёндорф
    1985 — Агнец Божий / Agnes Of God - Норман Джуисон
    1986 — Любовник из снов / Dream Lover - Алан Пакула
    1986 — Жертвоприношение / Offret - Андрей Тарковский
    1988 — Невыносимая легкость бытия / The Unbearable Lightness Of Being - Фил Кауфман
    1988 — Другая женщина / Another Woman - Вуди Аллен
    1989 — Нью-йоркские истории / New York Stories - Вуди Аллен
    1989 — Преступления и проступки / Crimes And Misdemeanors - Вуди Аллен
    1991 — Бык / Oxen - Свен Нюквист
    1992 — Чаплин / Chaplin - Ричард Аттенборо
    1993 — Неспящие в Сиэтле / Sleepless in Seattle - Нора Эфрон
    1993 — Что гложет Гилберта Грэйпа / What's Eating Gilbert Grape - Лассе Халлстрём
    1994 — Только ты / Only You - Норман Джуисон
    1995 — Кристина, дочь Лавранса / Лив Ульман
    1998 — Знаменитость / Celebrity - Вуди Аллен
    1999 — Новогодняя история / Питер Йейтс

    + Фотографии Свена Нюквиста
    Категория: Великие и известные кинооператоры | Автор: Журнал "Сеанс"
    Просмотров: 6767
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Великие и известные режиссёры [25]
    Великие и известные кинооператоры [25]
    Великие и известные фотографы [20]
    Великие и известные сценаристы [8]
    История развития фотографии [6]
    История развития кинематографа [18]



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz