Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА и ФОТОГРАФИИ » Великие и известные кинооператоры

    Вадим Юсов

    Вадим Юсов

    советский оператор Вадим Юсов за камеройВадим Юсов — выдающийся советский и российский кинооператор. Имя Юсова известно не меньше, чем имена режиссёров, с которыми он работал —Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Георгий Данелия и другие. Сейчас по лентам, которые снял Вадим Юсов, студенты ВГИКа и других киношкол мира изучают операторское искусство.

    Вадим Юсов родился 20 апреля 1929 года в посёлке Клавдино Ленинградской области. В 1954 году закончил операторский факультет ВГИКа и начал работу на студии «Мосфильм» как ассистент оператора, а с 1957 года — как оператор-постановщик. Первая крупная работа оператора — дебютный фильм Андрея Тарковского «Каток и скрипка». За ним последовали другие совместные работы Тарковского и Юсова — «Иваново детство», «Солярис», «Андрей Рублёв») и фильмы, снятые Юсовым с Георгием Данелией («Я шагаю по Москве», «Не горюй!») и Сергеем Бондарчуком («Они сражались за Родину», «Борис Годунов»).

    Сложной работы не бывает, бывает интересная — это девиз Юсова. Когда-то Вадима Юсова уволили с «Мосфильма» «за отсутствие способностей», а сейчас Юсов — признанный кинохудожник, который технически опередил своё время. Советские чиновники смотрели «Я шагаю по Москве» и спрашивали, как это удалось снять без вертолёта. А когда Юсов с Бондарчуком снимали легендарную картину «Они сражались за родину», военные начальники так прониклись к киноооператору, что подарили Юсову самолет, который тот не пощадил и снял в падении.

    С 1979 года Вадим Юсов — народный артист РСФСР. В 1982 был удостоен Ленинской премии. С 1983 и до сих пор Вадим Юсов заведует кафедрой операторского мастерства во ВГИКе, читает леции будущим кинооператорам.

    В 1947-1949 годах работал на Московском заводе металлоизделий. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека).

    С 1954 — ассистент оператора,
    с 1957 — оператор-постановщик киностудии «Мосфильм».
    Педагог ВГИКа, с 1983 — заведующий кафедрой операторского мастерства, профессор.

    Фильмы, снятые Юсовым, отмечены высоким профессиональным мастерством. Он работал с ведущими отечественными режиссерами: Андреем Тарковским, Георгием Данелия, Сергеем Бондарчуком, Львом Кулиджановым. Камера Юсова универсальна: в «Иванове детстве» она сдержанна, в «Я шагаю по Москве» — лирична, в «Андрее Рублеве» отличается суровостью и аскетизмом. Юсов — мастер батальных съемок («Они сражались за Родину», «Красные колокола»).

    Народный артист РСФСР (1979).

    Стиль работы

    советский оператор Вадим ЮсовЮсова в операторской работе отличает академический подход, тщательный выбор натуры, света, композиции кадра, оптических истабилизационных систем.

    Он сам является изобретателем приспособлений для съёмки и специфических движений камеры, в частности в фильмах А. А. Тарковского «Андрей Рублёв», «Иваново детство», «Солярис». В фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве», снятая Юсовым столица обрела на экране новую пластику и живописность. Планы города, снятые с верхних точек, не спеша панорамируемые; суетливые прохожие на статичных планах, спешащие мимо обьектива камеры; сплошной поток светящихся фарами автомобилей на ночных улицах; мокрый асфальт после дождя, придали картине неповторимую атмосферность и глубину.

    Статья Вадима Юсова

    советский оператор Вадим Юсов с режиссером Андреем ТарковскимНе из кокетства, а от стремления к искренности начну свой монолог с того, что профессия кинооператора, которой я занимаюсь вот уже скоро тридцать лет, все еще остается для меня загадкой. И думается, останется. Кажется, что все уже перепробовал, все снимал: и масштабные баталии, скромные лирические сюжеты, и строгую, почти хроникальную реконструкцию истории, и вольный, ничем не скованный полет фантастики, и яркий, прихотливый мир жизнерадостной комедии, и перекаленную страстями атмосферу трагедии, требующую жесткой поляризации, концентрации, тщательного отбора всех выразительных средств... И каждый раз приходится подходить к профессии по-иному, выискивать в ней все новые резервы, пригодные для решения задач, с которыми еще не доводилось сталкиваться.

    Конечно, я понимаю: это, видимо, свойство любой профессии — и учитель к каждому ученику применяет какие-то особые способы воспитания, и врач вынужден в каждом случае искать иные средства лечения, и конструктор приходит к оригинальному решению своих заданий, и токарь меняет приспособления для новой детали... Без творческого поиска, развития, совершенствования достигнутого не обходится никто.

    Но вот какая особенность есть в нашем деле: накопленный опыт, конечно, помогает, а иногда может и помешать. Если, приступая к съемкам, сознаешь, что все уже тебе знакомо, если для любой задачи находишь ответ в прошлом, значит, от чего-то надо отказываться—или от съемок, или от прежних решений.

    А ведь вариантов решений, между прочим, не так уж и много: операторская профессия накрепко связана с техникой и технологией, которые, совершенствуясь, все же принципиально не изменились. Что может оператор? Определить точку для камеры, найти наиболее выгодный угол зрения, придумать способы передвижения аппарата, найти выразительный световой рисунок... Вот, собственно, и все. Или. во всяком случае, основное. Остальное зависит от «как»: как поставишь свет, как станешь перемещать камеру, как сумеешь найти точку съемки. При этом поиски нового вовсе не равны отказу от традиций.

    советский оператор Вадим ЮсовВо время работы над фильмом «Карл Маркс. Молодые гвды» мы приехали в один из небольших немецких городков; он, как нам сказали, сохранил облик того времени, когда Маркс был еще юношей. Я объехал городок со всех сторон в поисках наиболее выразительного общего плана. Наконец выбрал точку, установил камеру.

    Это относится и к оператору. Но если вам удастся побывать на любой съемочной площадке, вы разочаруетесь в операторе. В хлопотливой сутолоке или напряженной сосредоточенности съемок он часто выглядит скучным или даже чем-то недовольным, он будто отчужден от всего происходящего. Независимо от личных качеств, характера, темперамента. Это — профессиональное правило. Его выполнение, кстати, дается не так просто.

    Когда, например, перед тобой огромная масса людей, вдохновением режиссера доведенная до нужной для съемки степени подъема, когда на съемочной площадке с большим трудом собрана уникальная военная техника, и все—актеры и массовка, авиация и танковые подразделения, пиротехники и осветители — приведено во взаимодействие, поверьте, нелегко сохранить невозмутимость, не поддаться общему настроению. Да и не нужно брать крайнюю ситуацию. И в тиши павильона, когда перед твоей камерой всего один актер талантливо проводит сцену, кажется, невозможно не включиться в поле его вдохновения! А все-таки нельзя... Надо трезво, холодно, расчетливо строить кадр, вести камеру, следить за композицией, светом, движениями актера и статистов, деталями обстановки, попадающими в поле зрения, предвидеть, как все это соединится с уже отснятыми и еще предстоящими кадрами... Иначе все, что на съемочной площадке было интересным, вдохновенным, потрясающим, на экране выльется в полную сумятицу или безликую серость, если попросту не станет техническим браком. Вдохновение оператора какого-то иного рода, чем у других членов съемочного коллектива. Оно, может быть, вообще уникально.

    Еще одно противоречие. Никто, кроме оператора, не в состоянии представить себе окончательный результат съемок. Даже опытнейшие и талантливейшие режиссеры подчас растерянно или пораженно признаются на просмотре отснятого материала: «А я как-то иначе себе это представлял...» Оператор не только может, но и обязан еще на съемках предвидеть все. Ведь сущность нашей профессии можно сформулировать очень просто: уметь видеть и это видение передать. Значит, оператор—создатель, автор зрительного ряда картины. Да, автор — и по этому поводу сегодня уже никто (или почти никто) не спорит. А в то же время это и не совсем так. Авторство оператора не абсолютно: оно лишь часть общего творчества. И успех оператора зависит от того, насколько он умеет работать в коллективе: настоять на своем или подчиниться, прислушаться к совету или переубедить другого, понимать товарища и быть понятым. Оператор, пренебрегающий этим или этому не обученный, обречен на неуспех, какими бы другими профессиональными достоинствами он ни обладал.

    советский оператор Вадим ЮсовМонолог мой могут воспринять как жалобу: ах, как трудно, оказывается, быть оператором. Что ж, верно: оператором в подлинном смысле слова, то есть художником, быть нелегко. Но жаловаться у операторов не принято: это профессия мужественная, требующая настойчивости и терпения, упорства и гибкости, крепких нервов и, между прочим, отличного физического здоровья.
    А кроме того, на противоречия, о которых я говорил, сетовать не приходится: если их сгладить или устранить, пропадет сама суть нашей профессии. Ведь без техники нет искусства кино, без точного решения бессильно вдохновение, без коллективного творчества индивидуальность в кинематографе проявиться не может.

    В противоречиях как раз и заключаются резервы операторской профессии, ее богатство и неисчерпаемость. И ее привлекательность, я бы сказал,— романтика профессии, источник любви и гордости тех, кто ею занимается.
    Такой—сложной и противоречивой, богатой и неисчерпаемой—создала нашу профессию уникальная в мире советская операторская школа, которую основали замечательные художники Александр Левицкий, Эдуард Тиссэ, Анатолий Головня, Андрей Москвин, Даниил Демуцкий, упрочили и развили Марк Магидсон. Владимир Нильсен, Юрий Екельчик, Леонид Косматов, Сергей Урусевский. Борис Волчек (у последнего я учился, чем горжусь).

    советский оператор Вадим ЮсовВ основание этой школы заложены гражданственность, гуманизм, высокие коммунистические идеалы, которые составляют суть советского киноискусства. Эти принципы и одушевляют работу оператора, делают его художником в отличие от ремесленника.

    Я мог бы говорить о своей профессии очень много: что любишь, о том можно говорить без конца. И потом об операторстве так мало сказано. Впрочем, это не так: операторы сами о себе сказали много и весомо и говорят непрерывно. Фильмы каждого мастера — его монолог. О мире, как он его понимает, о жизни, как он ее чувствует, о себе. И о своей профессии — нелегкой и беспредельно любимой.

    Награды и премии

    1964 — приз ВКФ (за фильм «Я шагаю по Москве»)
    1977 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за фильм «Они сражались за Родину»(1975)
    1982 — Ленинская премия — за фильм «Карл Маркс. Молодые годы» (1980)
    1984 — Государственная премия СССР — за фильм «Красные колокола (Ф. 1-й: «Мексика в огне»; Ф. 2-й: «Я видел рождение нового мира»)
    1988 — приз за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Венеции (за фильм «Чёрный монах»)
    1991 — премия «Ника» за лучшую операторскую работу (за фильм «Паспорт»)
    1992 — премия CIDALC КФ французских фильмов в Шалоне (фильм «Прорва»)
    1992 — премия «Ника» за лучшую операторскую работу (за фильм «Прорва»)
    1993 — приз КФ «Созвездие» «За выдающуюся съемку исполнителей» (фильм «Прорва»)
    1996 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
    2002 — специальный приз президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино»
    2004 — спец. приз «Госпожа Удача» им. Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии» ОКФ «Киношок» в Анапе
    2004 — премия «Ника» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование»
    2006 — премия Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат» «За вклад в операторское искусство»
    2007 — премия МКФ им. Андрея Тарковского «Зеркало» «За выдающийся вклад в мировое киноискусство»
    2010 — орден Почёта


    ФИЛЬМОГРАФИЯ:

    1.    1960 — Каток и скрипка (реж. А. А. Тарковский)
    2.    1962 — Иваново детство (реж. А. А. Тарковский)
    3.    1963 — Я шагаю по Москве (реж. Г. Н. Данелия)
    4.    1966 — Андрей Рублёв (реж. А. А. Тарковский)
    5.    1969 — Не горюй! (реж. Г. Н. Данелия)
    6.    1972 — Совсем пропащий (реж. Г. Н. Данелия)
    7.    1972 — Солярис (реж. А. А. Тарковский)
    8.    1975 — Они сражались за Родину (реж. С. Ф. Бондарчук)
    9.    1975 — Чисто английское убийство (реж. С. И. Самсонов) — автор сценария
    10.    1978 — Юлия Вревская (реж. Н. Корабов, Болгария)
    11.    1982 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (реж. С. Ф. Бондарчук)
    12.    1983 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (реж. С. Ф. Бондарчук)
    13.    1986 — Борис Годунов (реж. С. Ф. Бондарчук)
    14.    1988 — Чёрный монах (реж. И. В. Дыховичный)
    15.    1990 — Паспорт (реж. Г. Н. Данелия)
    16.    1992 — Прорва (реж. И. В. Дыховичный)
    17.    1993 — Анна: от 6 до 18 (реж. Н. С. Михалков)
    18.    1996 — Свой голос (реж. О. В. Дорман)
    19.    2002 — Копейка (реж. И. В. Дыховичный)
    20.    2009 — Подстрочник (реж. О. В. Дорман)
    Категория: Великие и известные кинооператоры | Автор:
    Просмотров: 9771
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Великие и известные режиссёры [25]
    Великие и известные кинооператоры [25]
    Великие и известные фотографы [20]
    Великие и известные сценаристы [8]
    История развития фотографии [6]
    История развития кинематографа [18]



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz