Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ » Теория фотографии

    Профессионалы и любители в фотографии

    Профессионалы и любители в фотографии

    Часть 1 (Часть 2)

    Вы здесь потому, что в этой части Вселенной время научилось останавливаться. Если вы поймёте, что Вечность нисходит от Бога, а время исходит от Сатаны, вам станет ясно, что в определённом месте есть «золотое сечение» Вечности и времени. Здесь время на мгновение замирает, чтобы получить благословение Вечности, это и есть ваш «настоящий момент». Вы, люди, находитесь здесь, на Земле, потому, что в этой части Вселенной время останавливается и тем самым делает возможной нашу жизнь. Но существует и загрязнённое время, которое не успевает пересечься с Вечностью, оно лишено благословения и остановки. Оно не содержит в себе вашего настоящего и поэтому бесплодно, пусто.

    Милорад Павич, «Вечность и ещё один день»

    ...Боги имеют хобби -
    уставши миры вращать,
    с лейкой, в садовой робе
    фиалки выращивать!


    Андрей Вознесенский, «Фиалки»

    Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы.

    Йозеф Судек


    Люди фотографирующие ежедневно сталкиваются с противопоставлением «профессионал и любитель». Откуда и когда возникает это разделение? На чём оно основано?



    На общежитейском уровне происхождение деления на профессионалов и любителей интуитивно понятно. С точки зрения людей «нефотографирующих» или, иначе говоря, с точки зрения «публики», потребителей фотографии, разделить фотографов на «профессионалов» и «любителей» означает на бытовом уровне всего лишь самый простой способ разделить их на фотографов «хороших», умелых, модных, чьи фотографии «качественные», с кем можно иметь дело, потому что их фотографии популярны, и на фотографов «плохих», «непрофессиональных», чьи фотографии «какие-то не такие», которые не нравятся большинству, над фотографиями которых «возникает слишком много вопросов».

    Если подходить к этой проблеме более корректно, то следовало бы в этом контексте противопоставлять не «профессионала» и «любителя», а опытного мастера, искусного фотохудожника, постоянно действующего фотографа (актора) и иногда фотографирующего дилетанта (аматёра), простака и профана.

    Заметим, что разделение на профессионалов и любителей, создающих произведения искусства, используется далеко не во всех видах искусства.
    Так например, это деление не столь актуально в архитектуре, кинематографе, музыке, балете. Это и понятно: любители - архитекторы городов не проектируют, любители - режиссёры серьёзных фильмов не снимают и оскаров не получают, любители музыки редко сочиняют музыку, а любители балета смотрят балет из зала, а не танцуют балет на сцене. В строгом смысле слова под определением «любитель» в большинстве видов искусства следует понимать человека только «потребляющего» произведения искусства, а не занимающегося творчеством. Деление на художников - профессионалов и художников - любителей, создающих произведения искусства, широко применяется только в массовых видах творчества, в народных промыслах и ремёслах, к коим можно отнести современную фотографию.

    Фотография сегодня столь доступна, что у любого человека, взявшего в руки фотоаппарат, возникает иллюзия, что он может создать снимок не хуже, чем у Хельмута Ньютона или Анри Картье- Брессона. Нередко бывает, что это действительно так; технического совершенства в изготовлении фотоотпечатка достичь несложно, и если фотографирующий смотрит на мир незашоренным взглядом, то он без особых усилий превращается из любителя-потребителя в любителя-творца, создающего фотографа. В других, менее «технических» видах искусства совершить этот переход гораздо сложнее. Например, обучение мастерству исполнения живописных работ требует гораздо больших усилий и времени. В технической простоте и эстетической общедоступности фотографии - специфика фотоискусства, его «первородный грех» и его спасение.

    В аспекте ролевых отношений в обществе профессиональный фотограф - прежде всего человек наёмного труда, «умелец - ремесленник», создающий отчуждённый от себя продукт. Профессионал, по определению, - человек, открыто признающий свою специализацию в обществе, имеющий документальное подтверждение своей специализации и претендующий на общественное признание уровня мастерства по своей специальности. Поскольку основная задача профессионала - максимально удовлетворить требования заказчика, выгодно продать ему максимальное количество своих фотографий, то результат своего творчества он соотносит не с собственными душевными волнениями, но с запросами во многом отличного от него клиента. Да и эти запросы фотограф не может воспринимать неискажённо.

    Кроме того, клиент берёт за образец для подражания не лучшие творения фотоискусства, а те, которые ему близки, которые он уже готов воспринимать и которые он сам мог бы в принципе создать. А так как большинство клиентов малокомпетентны в фотографии, неискушённы в фотоискусстве, ориентируются на массовую продукцию, кич, то и фотограф-профессионал со временем становится продавцом популярных картинок, жизненный уровень которого зависит от масштаба реализации его продукции.

    «Публика в искусстве любит больше всего то, что банально и ей давно известно, к чему она привыкла. Профессиональные художники не идут дальше толпы и выражают только то, что хотят лучшие из толпы». (А.П. Чехов) Профессиональное искусство - это искусство угождать и искусство быть приятным. Но в эстетике невозможно быть неискренним. Это всё равно, что изменять своё лицо. «Когда профессионал говорит, что его работы гениальны и являются высокими произведениями искусства, он подобен шлюхе, которая говорит, что торгует удовольствиями. И это не обидно для профессионалов, так как все художники зарабатывают себе на жизнь тем, что торгуют удовольствиями, а не философствуют и пророчествуют». (Дж.Б. Шоу)

    В каждом художнике растёт древо творчества. Каждый рождается талантливым или бездарным точно также, как длинноногим или коротконогим. И каждый, в зависимости от обстоятельств, волен использовать данный ему дар в различных целях. Ведь икона и лопата сделаны из одного дерева, причём и та, и другая жизненно необходимы.

    Профессия фотографа стоит в одном ряду с деятельностью политиков и матадоров. Те и другие постоянно рискуют в том, что их представление о шедевре не совпадёт с представлением о шедевре окружающей их публики. И те и другие находятся в постоянном напряжении потому, что зарабатывают тем, что отнимают и распределяют то, что им не принадлежит: жизнь животного, общественный продукт, человеческие образы и лики. Последние, производимые в конвейерном избытке, утрачивают свою индивидуальность. Они «берутся счётом», объединяются в большие группы по какому-то элементарному признаку, свёртываются, ужимаются до названия, индексального знака. Это является причиной того, что постепенно профессиональный фотограф теряет остроту авторского видения, чувственность образного восприятия действительности, способность удивляться, интерес и любопытство при съёмке. Ведь «любопытство» - это про любовь, а жёсткий профессионализм современного общества разбирает агнцев и козлищ по породам и сортам: на шерсть, на мясо, на молоко, на племя.

    Профессионализм - это освобождение от иллюзий. Рядовой профессионал ориентирован в своей работе не на собственные устремления и душевные порывы, а прежде всего на массовое сознание и массового потребителя. Массовый потребитель вынуждает его производить то, что называется «халтурой». «Халтура» - означает не «плохо», а «помимо». «Великий художник - также как и посредственность - может порой создать и что-нибудь плохое, но никогда ничего лишнего». (Г. Гейне)

    Деградации художественного уровня профессионала способствует то, что он постепенно отстраняется от участия в выставках и конкурсах. Это и понятно: чтобы определить, чья профессиональная фотография лучше, не нужно участвовать в фотосалонах и устраивать персональные выставки, выслушивать мнения зрителей и критиков. Достаточно провести хит - парад, определить рейтинг, узнать кто больше фотографий продал. Кто больше продал, тот и главнее.

    Рассматривая вопрос в психологическом аспекте, можно заметить, что «человек нефотографирующий», «заказчик», «потребитель» фотографии, называя вас «профессионалом», тем самым даёт вам новое имя, которым обозначает иерархию в ваших отношениях. Подводя вас под собственное определение «профессионал», клиент распространяет на вас свой устав для профессионалов своей профессии. Затем начинает проецировать свои накопившиеся проблемы и комплексы на ваши с ним отношения. Он как бы спрашивает: «Я имею такие-то сложности. А как с ними справишься ты?» Фактически, называя вас одним словом «профессионал», он заявляет: «Раз ты претендуешь на ..., то ты должен ...». И далее клиент излагает всё накопившееся. Причём над каждой буквой ё он норовит поставить вместо точек голову автора. Таким образом он устанавливает новую причинно-следственную связь, подчиняет вас в своих интересах. С новым именем ваша карма провисает, а потом начинает работать в соответствии с навязанной вам схемой.

    Когда начинают говорить о профессионализме, то это является признаком того, что вас воспринимают не «архитектором», а «каменщиком» в фотографии
    , которому совсем не обязательно понимать смысл своего творчества. Это за вас сделает клиент-заказчик. Однако на самом деле клиент всегда менее компетентен в фотографии, поскольку не фотографирует постоянно. Поэтому «если вас назвали профессионалом, даже в качестве комплимента, будьте готовы к тому, что вскоре вас попытаются занять идиотизмом». (С. Довлатов)

    Определяющий признак профессионала с социально-экономической точки зрения - производство прибавочной стоимости и декларирование доходов от своей профессиональной деятельности в финансовых органах государства. С государственной точки зрения профессионал - это прежде всего производитель товара и получатель прибавочной стоимости, «художник, живущий по средствам» или, иначе говоря, посредственный художник. Ясность, нечаянность и незавершённость - то, что он теряет, научившись считать деньги. Самое эротичное в его фотографиях - это их стоимость. Материально обусловленный профессионализм приводит к тому, что путаются цели со средствами, в результате чего фотограф начинает печатать не фотографии, а денежные купюры.

    То, что сделано ради денег, неуспешно во всех смыслах, в том числе в плане денег. К успеху в искусстве может привести высокий уровень притязаний на художественность и творческая амбициозность при максимально поднятой планке самокритики. «Если в творчестве ты не первый, ты - последний». (А. Тарковский) По словам Герберта Маркузе, новаторское творчество обладает собственными внутренними качествами, позволяющими преодолеть монотонность профессионального кретинизма.

    Любитель - неангажированный художник - беззаботный трудоголик. Обязательное обстоятельство возникновения и существования любителя - его малые материальные потребности. Каждая потребность - это нужда, требующая удовлетворения, а следовательно, профессионального труда. Низкий уровень потребления позволяет фотолюбителю легко почувствовать себя материально обеспеченным, получая взамен массы денег массу времени, свободного для творчества. Он если и вступает в товарно-денежные отношения и делает оплачиваемую работу, то продаёт «рукопись, а не вдохновенье», предлагает продукт своего труда, но не себя как функцию. Таким образом, он остаётся свободным, иногда забывая, что свобода не приносит прибыли.

    Вообще говоря, свобода - не есть «осознанная необходимость», как многие привыкли думать. Свобода - это возможность индивидуального выбора желаемых целей и методов достижения этих целей с учётом обстоятельств. Исходя из этого определения можно заключить, что способность к длительному более или менее свободному самовыражению фотограф может сохранить только тогда, когда он находится выше многих житейских обстоятельств, окружающих его со всех сторон. Но это возможно только лишь в одном случае - тогда, когда обстоятельства этому благоприятствуют.

    Деятельность свободного фотохудожника в значительной степени представляет собой переживание фотографии как неудавшейся ангажированности.
    Он как бы отщепенец, чьё отщепенство именно как таковое и усваивается обществом. Причем в самом обществе он вполне ассимилирован, так как для того, чтобы оставаться одному, он должен присоединиться и раствориться в толпе. Изолированность фотохудожника - это изолированность, существующая лишь на фотобумаге. «Художник - раб в своей жизни и царь в своём искусстве». (В. Кандинский) «Добровольное рабство - это и есть свобода». (Т. Манн) Жизнеспособен в таких условиях тот художник, который сам является олицетворением такой жизни, - то есть несовершенного. «Ведь всякое искусство, как бы ни менялась его форма, родится из недр народа». (А. Рюноске)

    Продукт свободного творчества художников есть искусство для художников; зритель, публика для него явление совершенно случайное. А профессионализм - явление коллективное, социальное. Профессионалы, в отличие от мастеров-одиночек, объединены в профсоюзы или другие общественные организации. Отличие в их творчестве примерно такое же, как между любовью в браке и свободной любовью. Наряду с очевидными выгодами объединение в союзы имеет отрицательные стороны, так как каждый член союза является своего рода средством производства. А в условиях производства творчество несвободно. Ежедневно взаимодействуя с публикой, организованные фотографы подвергают свои произведения испытанию на близость, социальную востребованность и популярность. Всё это влияет на степень свободы их творчества. «Непросто начать жить с той женщиной, в которую влюблён, но гораздо сложнее любить ту женщину, с которой живёшь». (П. Ришар)

    «С развитием навыков в искусстве острое переживание художником творческого процесса всё более сдаёт свои позиции, поскольку живое творчество уже в оковах в виде шкал, течений, технологий». (Ф. Розинер) «Это ведь у насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот: из бабочки - гусеница». (А.П. Чехов)

    Любители-фотохудожники, выставляя иногда на суд зрителей единичные произведения, гораздо менее скованы какими-либо условностями.
    Их творчество гораздо более свободно и несерийно. Благодаря любителям, самоучкам, изобретателям публика становится более привередливой, разборчивой, капризной. Осознание этого даёт дополнительный стимул рутинным фотографам для объединения по профессиональному признаку. Поэтому все профессии - это заговор специалистов против профанов, основанный на том, что любительская изобретательность, энтузиазм, доброжелательство и альтруизм приводит к инфляции устоявшихся цеховых традиций профессионалов, уменьшает их прибыль, создавая новую моду на новые фотографии и новое искусство. «Новые произведения искусства - предвозвестники новых форм жизни, и потому они бывают так противны консервативному человеческому духу». (А.П. Чехов)

    С другой стороны, фотохудожник и не может быть профессионалом, потому что он не производит никакой заранее запланированной вещи. Только когда фотографирует, он узнаёт, что хотел сфотографировать. Ощущение нового, того, что невозможно предвидеть, не начав работать, - главное в процессе художественного творения фотографии. Непредсказуемость результата - основополагающий элемент творческого процесса. Свободное творчество - мимолётный мираж, спонтанный как сновидение. Помимо этой грёзы художник не творец, а скорее критик своего собственного «Я». Задача фотохудожника - актуализовать внутренний потенциал, уловить мимолётные флюиды, витающие в его душе. «Основа искусства - перфомэнс - сам процесс творческого действия». (А. Шемякин) Продукт искусства - лишь остановка перфомэнса, фиксация и консервация переживаний. «Творческий процесс угасает в своём продукте». (К. Маркс) «Плод с дерева сорван, искусство лишилось своего целомудрия, когда художник понял, что есть и зритель». (Ф. Розинер)

    Творчество - это переживание полёта в прыжке. Любитель угадывает траекторию творческого процесса приблизительно, а профессионал знает результат своей работы точно. Поэтому первый создаёт произведения искусства, а второй - стабильно воспроизводимый общественный продукт.

    Юнна Мориц написала об этом: «Публике кажется, что поэзия вроде подохналога. А поэзия - это кредитная линия Господа Бога». Художник всю жизнь отрабатывает свой Богом данный дар, божественное поручение. «Талант - это только мандат на право входа туда, где сидят мастера». (А. Вертинский)

    Фотографией надо занимается, пока она ещё не фотография, а фотографирующий ещё не фотограф. Также как в юности ощущают любовь, пока ещё не зная, что это любовь. «Истинное чувство любви - это любовь вообще, любовь как готовность к любви, готовность испытать мгновение разделённой благодати». (Ж. Депардье) «Гении - всегда дебютанты». (Э. Сати)

    Творческий фотограф переживает настоящее как мгновение, содержащее в себе крошечное сегодня и завтра, - SNAP - внезапно остановившуюся часть времени. Snap - это ситуация, которая никогда не повторяется, случай как противоположность автоматизма. Snap - это препятствие при переходе от прошлого к будущему, грань действенного пространства жизни. Останавливая неповторимые мгновения, фотограф уменьшает сериальность бытия, продлевая жизнь, совершенствует искусство жить. Совокупная последовательность остановок, отсекаемых фотозатвором, образует составленную им историю.

    То, что создаёт художник, лишь условно можно назвать вещью. Художник не производит вещь, он выявляет дух, определяет своё отношение с миром в материале и на языке своего искусства. Сама способность выявлять отношения, язык творческого высказывания и материал искусства, как и всё самое необходимое, даётся человеку от рождения бесплатно. На лишнее он себе зарабатывает в процессе профессиональной деятельности. Поэтому художник-любитель имеет преимущество: он не борется с рутиной, он просто не участвует в ней. Художники - это те счастливцы праздные, пренебрегающие презренной пользой и похвалой, главными человеческими качествами которых является настойчивая беспечность и бескорыстная доброжелательность. Они порождают изображения в силу антропологической потребности в экстериоризации, визуализации, вытаскивании на поверхность зарождающихся изнутри образов. «Творческий акт есть деятельность биологическая и психическая по раскрытию внутренней потенциальности». (А.Ф. Лосев)

    Фотохудожники отличаются от других людей тем, что могут достаточно легко отобразить на фотобумаге процессы, происходящие вокруг и внутри души. Талантливая фотография даётся им естественно и просто, она не требует многолетних навыков и усилий в поте лица. «Фотография трудоёмка лишь когда она лжива». (Р. Барт) Лишь когда стараешься делать как можно меньше, что-то получается. Фотохудожник должен, подобно акушеру, только помогать выявиться той композиционной структуре, тем свойствам, которые уже существуют. «Фотография - это мгновенное узнавание в долю секунды значимости события, а также точная организация формы, которая создаёт подлинное выражение этого события». (А. Картье-Брессон)

    Там, где наитие искренно, там ум и расчёт - ничто. Практическое назначение творчества художников - если не доказать, то внешне продемонстрировать пользу бесполезного, необходимость ненужного, целеустремлённость бесцельного, законность излишнего. Иными словами, окунуть обывателя в полноту бытия, разрушив автоматизм повседневного существования. Если у профессионала удача в работе в лучшем случае всего лишь приводит к традиционному, запланированному и заранее предугадываемому результату, то преимущество творчества любителя состоит в том, что даже неудача в его работе способна выявить движения души, расширить охват предмета и увеличить разрешающую способность видения предмета. Даже если произведение любителя ни о чём не говорит, оно указует на несказанное, так как в любом хаосе есть космос.


    Автор: Андрей Пашис
    Спасибо автору!



    Источник: http://mycanon.sitext.ru/razmyshleniya_na_temu_fotografii/
    Категория: Теория фотографии | Автор: Андрей Пашис
    Просмотров: 8454 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 1
    1  
    biggrin biggrin biggrin biggrin


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Редактирование фотографий [1]
    Конвертация графических форматов и обработка фото в Photoshop
    Теория фотографии [16]
    Статьи и информация по жанрам фотографии
    Принтеры и печать фотографий [0]
    Модели принтеров, советы по домашней печати фотографий
    Свет и экспонометрия [3]
    Светотехника, основные световые законы, экспонометрия и зрительное восприятие
    Фотооборудование, физика и оптика [5]
    Фотокамеры, аксессуары, объективы, статьи по оптике
    Фотохимия и аналоговая фотография [3]
    Процессы проявки и ручной печати фотографий, химические процессы
    Nikon и Ko [0]
    Информация по фотоаппаратам марки Nikon
    Зарабатываем на фотографии [5]
    Как стать профессионалом и зарабатывать на искусстве фотографии, советы и статьи



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz