Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА и ФОТОГРАФИИ » История развития кинематографа

    Содержание курса "История документального кино"

    Краткая история документального кино

    Вся история мирового документального кино в кратком содержании. Основные темы, периоды развития, направления, лучшие фильмы, операторы и режиссеры. Данная информация поможет систематизировать все знания в области истории кино

    Краткая история документального кино

    Данный курс предназначен студентам операторского отделения и содержит в себе информацию об основных направлениях формирования и развития языка экранной документалистики как в кино, так и на телевидении, а также практический семинар по актуальным тенденциям современного состояния документальных форм кино и телевидения.

    Структура занятий состоит из двух частей:
    - ретроспективная информация о проблемах развития документального кино и телевидения в России и за рубежом;
    - аналитическая дискуссия по конкретным примерам современного кино и телевидения.

    Лекции, в основном, предшествуют просмотрам по темам. Просмотры и обсуждения лучших документальных фильмов призваны вовлечь студентов в аналитическое осмысление увиденного, а также воспитывать у студентов самостоятельность мышления в подходе к действительности, осмыслению реальных событий и фактов.

    Содержание лекционного курса

    Тема 1 (2 часа)
    Экранная документалистика в контексте средств массовой информации. Структура образа в документальном произведении. Документалист и жизненный материал.

    Тема 2 (2 часа)
    Рождение документального кинематографа. Первые документальные съемки (1895г) изобретателей кино братьев Люмьер. Идеология первых фильмов, как «ожившая фотография». Эффект присутствия, возможность для зрителя собственными глазами увидеть события, непосредственным свидетелем которых зритель мог и не быть.

    Тема 3 (2 часа)
    Первые документальные съемки и фильмы, как начало создания кинохроники и превращение документального кино в средство массовой визуальной информации.

    Первые документальные съемки в России, их основная тематика (военные парады, торжественные выходы царствующих особ, пожары, стихийные бедствия, этнографические и экзотические видовые съемки). Рождение канонических форм короткометражного фильма и киножурнала (1900-1910). Съемки оператора А.Дранкова в Ясной Поляне Л.Толстого.

    Тема 4 (2 часа)
    Рождение жанра кинорепортажа, его цели и задачи. Неорганизованное, ненаправленное изображение репортажного снимка, рассеянность информации, как основное качество репортажного изображения. Художественный репортаж, его возможности.

    Тема 5 (2 часа)
    Рождение репортажной хроники. Большое значение репортажной хроники в годы 1-ой мировой войны. Требование к операторам умения не только запечатлеть само событие, но и проникновения в его социальную сущность. Шовинистическая пропаганда тех лет, стремление оправдать имериалистическую войну (1914 –1917)

    Тема 6 (4 часа)
    Агитационно - пропагадистские и культурно-просветительские документальные фильмы первых послереволюционных лет (1917- 1922). Информационная хроника первых лет революции. Вклад в документальный кинематограф тех лет Г.Болтянского, В.Гардина, Д.Вертова, М.Кольцова, Л.Кулешова. Периодический экранный журнал «Кинонеделя». Слияние информации, заложенной в те или иные факты, с их художественной образной интепретацией.

    Тема 7 (4 часа)
    Поэтический мир фильмов выдающегося американского кинематографиста Роберта Флаэрти. Экспедиционное кино, фильмы – наблюдения. «Нанук с Севера» (1922), Моана южных морей» (1926), «Человек с Арана» (1934). Основная тема фильмов Р.Флаэрти – борьба человека со стихией, с силами природы.

    Тема 8 (4 часа)
    Творчество выдающегося российского кинорежиссера Дзиги Вертова. Слияние информации, заложенной в те или иные факты, с их художественной образной интерпретацией. От фактов повседневного быта – к явлениям бытия, от явлений бытия - «коммунистической расшифровке мира», к синтетической картине новой, революционной эпохи во множестве ее разноликих подробностей. Новаторский подход к изложению событий в форме внутреннего монолога лирического киногероя. «Кино-Правда»(1922-1925), «Киноглаз» (1927), «Человек с киноаппаратом» (1929).

    Тема 9 (4 часа)
    Документальное направление в немом периоде мирового кино: французский «авангард», немецкое экспериментальное кино, развитие хроникального и экспедиционного кино. Понятие «фотогений» как лозунг борьбы за обновленное кино (Деллюк). Непосредственный контакт с современной реальностью, расширение и углубление взгляда на мир, обогащение киноязыка. эксперименты в области абстрактого фильма в немецком немом кино.

    Тема 10 (2 часа)
    Творчество голландского режиссера и оператора Иориса Ивенса, его вклад в мировое киноискусство. «Мост» (1928), «Дождь» (1929). Публицистические и экспедиционные фильма И. Ивенса : «Песня о героях» (1932), «Боринаж» (1933), «Испанская земля» (1937).

    Тема 11 (4 часа)
    Творческое наследие Э.И.Шуб. «Монтажный» фильм – новое слово в документалистике. Новаторское осмысление старой хроники, динамическое сопоставление кадров, острота социальных противоречий, возможность эмоционального воздействия кинодокумента. режиссерский стиль Эсфири Шуб, характерными чертами кторого были простота и смысловая ясность построения фильма. «Падение династии Романовых» (1927), «Россия Николая II и лев Толстой» (1928).

    Тема 12 (2 часа)
    Развитие документалистики в 30-40 годы. Кино, как инструмент пропаганды и просвещения. Миротворчество советской и немецкой хроники 30-х и начала 40-х годов. М.Кауфман, И.Копалин «Весной» (1929), «Москва» (1927), Лени Руфеншталь и ее фильм «Триумф воли» (1934).

    Тема 13 (2часа)
    Школа Дж.Грирсона и американское документальное кино 30-х годов. Фильм, как творческая интерпретация современной действительности. «Рабачьи суда» (1929), «Индустриальная Британия» (1933), «Ночная почта» (1936). Создание в 1937 году киноцентра, ставшим объединением документалистов.

    Тема 14 (2 часа)
    Подвиг советских документалистов в годы II-ой Мировой войны. Прославление доблести советского человека, разоблачение бесчеловечности фашизма, правдивый рассказ о событиях войны. Фронтовая хроника, боевые киносборники, полнометражные документальные фильмы. «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, Л.Варламов, И.Копалин), «Берлин» (1945, Ю.Райзман), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, А.Довженко).

    Тема 15 (2 часа)
    Документальный фильм-памфлет. Основатель этого жанра Александр Медведкин, его жизнь и творчество. Работа кинопоезда в годы 1-ой пятилетки. Влияние творчества и деятельности А.Медведкина на мировой кинопроцесс.

    Тема 16 (2 часа)
    На пути к исследованию личности человека: документалистика кино и телевидения 50 годов. Исследование глубинных жизненных процессов. Уход от простой информационной перечислительности. Способы и средства проникновения в характеры людей и социальную сферу, которая их окружает. «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953г., Р.Кармен), «Незабываемые встречи» (1959г. , А.Ованесов).

    Тема 17 (2 часа)
    Золотая пора шестидесятников в Советской кинодокументалистике. Социальный контекст, «новая достоверность», изменение системы кинонаблюдения, новые приемы провокации, синхронной исповедальности. «Люди голубого огня» (1961г., Р.Григорьев), «Голоса целины» (1961г., Л.Дербышев). Сопряжение подлинного факта с личностным, авторским восприятием, с социальным анализом действительности. Фильмы Г.Астанина, Р.Кармена, И.Копалина, Л.Кристи, Е.Учителя, Б.Галантера, Л.Гуревича, И.Герштейна. Фильм В.Лисаковича «Катюша» (1964).

    Тема 18 (2 часа)
    Открытия «группы 30-ти» и «система –верите» во Франции, английское «свободное кино» и новое американское кино. Заслуги этих теорий и направлений в исследовании жизни и внутреннего мира человека. «Дети четверга» (Л.Андерсон), «Мамочка не позволяет» (К.Рейс, Т.Ричардсон), «Хроника одного лета» (Ж.Руш), «Прекрасный май» (К.Маркер), «Ночь и туман» (А.Рене), «Умереть в Мадриде» (Ф.Россиф).

    Тема 19 (2 часа)
    Философский документальный фильм и его заслуги в исследованиях глубинных общечеловеческих проблем. Идеологический подход к решению творческих и философских задач. «Собачья жизнь», «Суматошный мир» – определенный этап в развитии этого жанра. Великий документальный фильм Михаила Ромма. 

    «Обыкновенный фашизм» и его влияние на последующий кинематографический процесс.

    Тема 20 (2 часа)
    открытие новых возможностей документального кино в творчестве супругов Торндайк (ГДР). монтаж исторической хроники и современного репортажа. «Тевтонский меч» (1958), «Русское чудо» (1963).

    Актуальный политический фильм-интрвью в творчестве В.Хайновского и Г.Шоймана (ГДР), «Смеющийся человек» и «Пилоты в пижамах».

    Тема 21 (4 часа)
    Новые выразительные средства, новые специальные функции экранной документалистики кино и телевидения в 70-90 годы. Своеобразие школ кинематографистов России – Москва, Санкт – Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.

    Тема 22 (4 часа)
    Новосибирская школа документального кино 60-90 годы. Своеобразие тем и подходов к творческим задачам, единый взгляд на природу документального кино и разнообразие творческих почерков. Фильмы режиссеров В.Соломина, Ю.Шиллера, Ю.Малашина, В.Гоннова, В.Эйслера, Л.Сикорука, Р.Ерназаровой, В.Гнедкова.

    Тема 23 (3 часа)
    Актуальные проблемы производства и развития документального кино и телевидения. Конкретный анализ текущего репертуара документального кино и телевидения.

    Категория: История развития кинематографа | Автор: ciu.nstu.ru
    Просмотров: 11098
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Великие и известные режиссёры [25]
    Великие и известные кинооператоры [25]
    Великие и известные фотографы [20]
    Великие и известные сценаристы [8]
    История развития фотографии [6]
    История развития кинематографа [18]



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz