Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ » Фотохимия и аналоговая фотография

    Процесс проявления плёнки в фотографии

    Процесс проявления плёнки в фотографии

    Проявление - это процесс, при котором скрытое изображение, полученное при съемке или фотопечати, усиливается в миллионы и миллиарды раз и становится видимым.

    В самых светлых участках фотографического объекта восстанавливается наибольшее количество серебра, а в темных - наименьшее. Переходные тона (полутона) будут темнее или светлее в зависимости от количества отражаемого снимаемым объектом света и, следовательно, восстановленного при проявлении металлического серебра.

    Качество полученного изображения зависит не только от количества света, попавшего на светочувствительный cлой, но и от свойств проявляющего раствора. Рассмотрим основные свойства проявляющих растворов.

    Избирательная способность проявителя заключается в его способности восстанавливать металлическое серебро изображения пропорционально подействовавшему свету. Чем больше света попало на светочувствительный слой, тем быстрее идет процесс восстановления. На участках, где свет не подействовал, металлическое серебро восстанавливается в конце процесса в небольших количествах, образуя так называемую вуаль. Чем больше избирательная способность проявителя, тем больше разрыв во времени между проявлением скрытого изображения и появлением вуали, следовательно, чем выше избирательная способность проявителя, тем меньше вуаль.

    Скорость действия проявителя характеризуется временем проявления, в течение которого достигается нужная контрастность изображения. Это свойство зависит от компонентов, входящих в состав раствора, и от температуры раствора. Время, прошедшее с момента погружения экспонированного фотоматериала в проявитель до появления первых следов изображения, называется индукционным периодом, величина которого зависит не только от скорости действия проявителя, но и от количества подействовавшего света. По индукционному периоду можно судить о правильном времени экспонирования и о степени истощения проявителя.

    Максимальная контрастность изображения, создаваемая проявителем, зависит как от состава проявляющего раствора, так и от обрабатываемого светочувствительного материала, а также от времени проявления. Если обработать сенситограммы, сделанные в одинаковых условиях, в одинаковое время, но в различных проявляющих растворах, мы получим различный коэффициент контрастности, но, изменяя время проявления, мы можем получить одинаковый коэффициент контрастности. Следовательно, для получения высокого контраста некоторые проявители требуют меньшего времени, другие большего, т. е. контраст - это функция скорости работы проявителя, что позволяет говорить о контрасте как о свойстве проявителя.

    Влияние проявителя на светочувствительность в основном зависит от концентрации проявляющих веществ и от активности щелочи. Все светочувствительные материалы подвергают сенситометрическим испытаниям, при которых определяют все основные параметры. Испытания проводят в строго стандартных условиях (источник света, растворы, время обработки). Изменяя состав проявляющего раствора и время обработки в нем, изменяют светочувствительность обрабатываемого фотоматериала в определенных пределах.

    Применяя мелкозернистый проявитель с фенидоном, можно увеличить светочувствительность в 4-6 раз, меняя время обработки, но при этом повышается контрастность изображения.

    Влияние проявителя на зернистость изображения зависит от величины зерен галогенного серебра, величина которых в свою очередь зависит от величины светочувствительности фотослоя. Но в процессе обработки можно в некоторой степени уменьшить величину этих зерен. Основным веществом, влияющим на величину зерна в процессе проявления, является сульфит натрия, который оказывает растворяющее действие на зерна галогенного серебра. Отсюда и большое количество сульфита натрия в мелкозернистых проявителях. Мелкозернистые проявители характеризуются также малым содержанием щелочи, вследствие чего увеличивается время проявления, что положительно влияет на выравнивающие свойства проявителя.

    Истощаемость проявителей. На основании проведенных исследований, установлены нормы расхода проявляющих растворов на обработку 1 м2 фотоматериала. Обработка большего количества фотоматериала ухудшает качество изображения, так как по мере проявления фотоматериалов изменяется количественный и качественный состав раствора, т е. изменяется величина рН раствора, вследствие уменьшения концентрации щелочи происходит накопление продуктов окисления, бромидов и т д. Для повышения стабильности проявляющих растворов и в целях экономии расходования химикатов в них вводят так называемые подкрепляющие добавки, задача которых состоит в том, чтобы поддержать на одном уровне концентрацию проявляющих веществ и рН раствора, что значительно увеличивает срок службы растворов и способность их обработать большее количество фотоматериалов.

    Сохраняемость проявителей. Это свойство проявляющих растворов зависит главным образом от количества содержащегося в нем сульфита натрия и щелочи. Чем больше в проявителе первого вещества и меньше второго, тем дольше может сохранить раствор свои первоначальные свойства. Для получения стабильного качества обрабатываемого материала необходимо, чтобы составляемые заранее и вновь составленные растворы обладали одинаковыми свойствами. Для этого проявляющие растворы, не идущие в употребление, должны храниться в закрытых сосудах, причем необходимо, чтобы между поверхностью раствора и крышкой было минимальное количество воздуха. Для этих целей применяют баки с плавающими крышками, которые соприкасаются с поверхностью раствора независимо от объема раствора в баке.

    Роль диффузии при проявлении. Самопроникновение одного вещества в другое при их непосредственном соприкосновении называется диффузией. В процессе обработки фотоматериалов обрабатывающие растворы проникают в желатиновый слой, а использованный диффундирует обратно. Скорость диффузии очень мала, и протекает она до того момента, когда концентрация вещества раствора, находящегося в фотослое, сравняется с концентрацией вещества раствора пограничного слоя. Поэтому при обработке фотоматериала раствор необходимо перемешивать или перемещать обрабатываемый фотоматериал, чтобы пограничный слой постоянно обновлялся, а скорость диффузии увеличивалась, что будет способствовать равномерной обработке всей поверхности фотоматериала.

    Зная основные свойства проявляющих растворов, можно оперировать ими, делая акцент на то или иное свойство (усиливая его или ослабляя) для получения изображения с заранее заданными параметрами. Исходя из вышеизложенного, рассмотрим виды проявляющих растворов и их применение.

    1. Для проявления изображений объектов с большим интервалом яркости применяются выравнивающие проявители, которые уменьшают интервал почернений и дают проработку деталей в тенях. В таких проявителях наибольшая скорость проявления наблюдается на участках, получивших меньшую освещенность (в тенях), а наименьшая - нз участках, получивших большую освещенность (в светах), благодаря чему происходит наилучшая проработка деталей в тенях. В состав выравнивающих проявителей входит большое количество сульфита натрия, обладающего способностью уменьшать размеры галогеносеребряных зерен, и малое количество щелочи, что увеличивает время проявления. Эти же факторы влияют и на зернистость изображения. Поэтому выравнивающие проявители являются и мелкозернистыми.

    2. В отличие от выравнивающих проявителей контрастные проявители дают изображение, имеющее большую плотность в тенях и малую в светах. Они характеризуются энергичным проявлением сильно экспонированных участков и почти совсем не проявляют слабо экспонированные. Их применяют в основном для проявления штриховых изображений. В таких проявителях обычно применяют проявляющие вещества невысокой активности (гидрохинон) и сильные щелочи (сода, поташ, едкий натр), и характеризуется малым временем проявления (3-6 мин), уменьшением чувствительности фотоматериала, большим коэффициентом контрастности и большим значением рН.

    3. Иногда в связи с плохой освещенностью объекта фотосъемку производят с недодержкой. В этом случае необходимо применить проявитель с высоким восстановительным потенциалом, чтобы проявлялись зерна с очень малыми центрами проявления. Эти проявители характеризуются высокой щелочностью и большой концентрацией высокоактивных проявляющих веществ. Для предотвращения вуали в раствор вводят большое количество антивуалирующих веществ. Проявление идет энергично в тенях изображения и менее энергично в светах.

    4. Переэкспонированные негативы, обработанные в нормальном проявителе, будут иметь большую плотность почернения, особенно в тенях. Кроме того, проявляются участки, засвеченные рассеянным светом объектива и камеры. Изображение получается плотным и вялым. Такие негативы необходимо обрабатывать проявителем, в котором относительно энергично проявляются света и менее энергично тени. Проявитель для переэкспонированных негативов должен обладать низкой восстановительной активностью, содержать малоэнергичное проявляющее вещество, органическое про-тивовуалирующее вещество, небольшое количество щелочи. Обработку следует производить при пониженной температуре.

    5. Обработка фотоматериала при повышенной температуре проявителя. Время проявления устанавливают. опытным путем в зависимости от температуры проявителя. Повышенная температура проявителя способствует ускорению реакции окисления проявляющего вещества, что вызывает необходимость увеличить количество сохраняющего вещества. Для предотвращения потеков и сползания эмульсии светочувствительного слоя в проявитель вводится сульфат натрия Na2SO4, уменьшающий набухание слоя.

    6. При низкой температуре проявителя уменьшается диссоциация ионов и ухудшается избирательная способность проявляющего вещества. Поэтому для замедления проявления неэкспонированного галогенного серебра в раствор вводят большое количество бромистого калия. Для активизации проявляющего вещества в проявитель вводят едкую щелочь, увеличивая щелочность раствора.

    Температурный режим. Скорость проявления зависит от температуры раствора: увеличивается с повышением его температуры и снижается при понижении. Но при этом необходимо учитывать, что изменение скорости проявления на участках фотослоя, получивших различную величину экспозиции, различно, а это изменяет характер изображения. Поэтому одним из основных условий нормального проведения процесса является стабильность температуры растворов с соблюдением указанных допусков для данного проявителя.

    Временной режим. Различные по характеру действия проявители обладают различной скоростью действия для достижения нужного коэффициента контрастности и максимальной плотности почернения. Но во всех растворах скорость их действия в течение всего процесса различна. Увеличиваясь в первый, так называемый индукционный, период, скорость проявления достигает максимума во второй период - послеиндукционный. Затем скорость проявления постепенно снижается. Следовательно, с увеличением времени проявления максимальная плотность почернения и коэффициент контрастности увеличиваются до определенного предела, по достижении которого увеличение максимальной плотности прекращается, но минимальная плотность и плотность вуали продолжают возрастать, а коэффициент контрастности начинает уменьшаться.

    Циркуляция раствора. Скорость проявления определяется скоростью реакции между проявляющими веществами и экспонированными участками галогенидов серебра. Скорость реакции в свою очередь зависит от поступлений новых порций реагирующих веществ к месту реакции и отхода от этих участков вновь образующихся веществ. Следовательно, чем больше скорость диффузий этих веществ, тем больше скорость реакции. Но если скорость реакции превышает скорость диффузии, то для нормального ведения процесса необходимо создать циркуляцию растворов, которая увеличит приток новых веществ к реагирующим участкам. Особенно большое значение циркуляция имеет для сильноэкспонированных участков, так как повышенная скорость реакции вызывает уменьшение концентрации проявляющих веществ и щелочи и увеличение бромидов. Самопроизвольная диффузия не успевает выравнивать концентрацию веществ во всем объеме, отсюда неравномерность проявления по всей обрабатываемой площади. При отсутствии циркуляции проявителя на участках, расположенных рядом и получивших различную экспозицию, может образоваться пограничный эффект, выражающийся в том, что вокруг очень темных мест изображения появляются светлые полосы. Это происходит из-за того, что при проявлении сильноэкспонированного участка в пограничном слое резко возрастает концентрация бромидов, которые диффундируют в соседний слабо экспонированный участок и замедляют процесс проявления (линии Маки), и наоборот, от участков, получивших малую экспозицию, проявляющие вещества диффундируют к более плотному участку, образуя на краях его повышенную плотность (явление бордюра).

    Существует два основных метода обработки негативных фотоматериалов: обработка по времени и с визуальным контролем.

    Обработке по времени, как правило, подлежат негативные фотоматериалы, обладающие высокой степенью сенсибилизации ко всей видимой зоне спектра (изопанхром) или меньшей степенью сенсибилизации (панхром, изоорто и т. п.), но при отсутствии неактиничного освещения. Этот метод основан на изучении свойств проявляющих растворов и при определенных температуре, времени проявления и циркуляции растворов дает возможность получить негативы с заданными параметрами.

    Метод визуального контроля применяют обычно для обработки фотоматериалов, сенсибилизация которых позволяет проводить проявление при каком-либо неактиничном свете. Такой метод позволяет контролировать проявление в течение всего процесса, но требует достаточного опыта для правильного определения окончания процесса. В начальной стадии наблюдение за проявлением ведут по эмульсионной стороне, в конечной стадии - со стороны подложки, так как проявление должно происходить по всей толщине эмульсии. Обработку удобно производить в белых кюветах с высотой борта 30-40 мм.

    Результаты, получаемые при проявлении, определяются не только рецептурой применяемых растворов и технологическими режимами, но также способами обработки фотокиноматериалов. Рассмотрим некоторые из них.

    Двухрастворное проявление. Этот способ, дающий возможность получить негативы с хорошей проработкой деталей в светах и тенях с малым коэффициентом контрастности, заключается в том, что экспонированный материал обрабатывают сначала в течение 2 мин в растворе проявляющего вещества с сульфитом, а затем в течение 4-6 мин в растворе соды. Для увеличения плотности изображения нужно увеличить время нахождения материала в первом растворе, но не доводить до появления первых следов изображения Для небольшого повышения контрастности негатива эту операцию можно повторить несколько раз, но необходимо учесть, что в этом случае в растворах начинают накапливаться вещества, не входящие в их состав, в первом растворе - щелочь, а во втором - проявляющие вещества.

    Состав растворов для двухрастворного проявления:
    Раствор 1
    Метол 1г - Гидрохинон 2г - Сульфит Na безв. 100г - Бисульфтит Na 5г - Вода 1л Раствор 2
    Сульфит Na безв. 100 - Сода безв. 50м - Вода до 1л

    Физическое проявление. При этом способе проявления видимое изображение строится из металлического серебра, осаждающегося из проявляющего раствора на участки скрытого изображения. Такое проявление дает очень тонкую структуру проявленного изображения, но значительно понижает светочувствительность, поэтому при фотосъемке требует значительного увеличения времени экспонирования. Различают два способа физического проявления: до фиксирования и после него. В первом случае проявление ведут обычно в мокром коллодионном процессе, во втором случае экспонированный материал сначала фиксируют, тщательно промывают и высушивают. Фиксаж нужно применять нейтральный. Проявление проводят в растворе, составленном из следующих запасных растворов:
    Раствор 1
    Лимонная к-та 25 - Вода до 1 л
    Раствор 2
    Метол 40 - Вода до 1 л
    Раствор 3
    Азотнокислое серебро 100 - Вода до 1 л
    Приготовляя рабочий раствор, к 20 мл раствора I добавляют 30 мл воды, затем 50 мл раствора II и 2 мл раствора III. Раствор готовят непосредственно перед употреблением, так как он нестоек при хранении. Проявление ведут на свету с визуальным контролем.

    Проявление с накатыванием набухшего эмульсионного слоя. Способ дает возможность осуществить голодное выравнивающее проявление, так как процесс проявления в светах останавливается вследствие израсходования проявляющего вещества и щелочи, в то время как в тенях этот процесс еще продолжается. Этот способ проявления заключается в том, что обрабатываемый фотоматериал, набухший в проявляющем растворе, прикатывают эмульсионным слоем к гладкой химически нейтральной поверхности (стеклу, пленке) и оставляют в таком виде до окончания проявления, после чего промывают и фиксируют. Обычно этот способ применяют для выравнивания негатива по плотностям, так как фотографируемый объект имеет очень большие интервалы яркостей, а также при методе фильтрации деталей с применением высококонтрастных фотопленок.

    Источник: http://www.rusimage.ru/BW7.html
    Категория: Фотохимия и аналоговая фотография | Автор:
    Просмотров: 19057
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Редактирование фотографий [1]
    Конвертация графических форматов и обработка фото в Photoshop
    Теория фотографии [16]
    Статьи и информация по жанрам фотографии
    Принтеры и печать фотографий [0]
    Модели принтеров, советы по домашней печати фотографий
    Свет и экспонометрия [3]
    Светотехника, основные световые законы, экспонометрия и зрительное восприятие
    Фотооборудование, физика и оптика [5]
    Фотокамеры, аксессуары, объективы, статьи по оптике
    Фотохимия и аналоговая фотография [3]
    Процессы проявки и ручной печати фотографий, химические процессы
    Nikon и Ko [0]
    Информация по фотоаппаратам марки Nikon
    Зарабатываем на фотографии [5]
    Как стать профессионалом и зарабатывать на искусстве фотографии, советы и статьи



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz