Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО » Теория кино

    Киностудии Москвы: от ВГИКа до Мосфильма

    Киностудии Москвы: от ВГИКа до Мосфильма

    Из отчета по ознакомительной практике студента операторского факультета ВГИК

    Учебная киностудия ВГИК.


    Мы посетили телестудию ВГИК: аппаратные звуковую, видео и монтажную. В этих аппаратных сходится вся информация со съемок в теле павильоне. Это три небольших помещения, единая система компоновки информации. Помещения оборудованы современной техникой, компьютерами, рекордерами, плеерами, серверами, где храниться информация. Теперь в звуковой аппаратной пишется 8 канальный звук.

    Мы посмотрели теле павильон. В нем имеется зеленый экран на одну стену для возможности накладывание любого задника в телепередаче. Кабельные линии и источники электрического питания находятся по всей окружности павильона. Имеется операторский кран. Источники света и прожектора располагаются на верхних лессах. Лесса могут опускаться, а источники света располагаться в нужном направлении.

    Мы посетили тон студию, где происходит шумовое и речевое озвучивание. В одной комнате идет обработка сигнала. Вторая комната оборудована микрофонами и объектами, с помощью которых создаются шумы. Первая комната по громкой связи может корректировать запись звука во второй комнате. Комната оборудована специальными чуть изогнутыми стенками из специального материала, чтобы звук рассеивался и не появлялось эхо.

    Интересный факт. Тон студии отказались от направленного звука при диалогах нескольких лиц в фильме. Звук идет не слева и справа, как стоят герои, а посередине, иначе зритель через 10-15 минут просто перестанет воспринимать речь.

    Интересный факт. Если создается историческое кино, автомобили, внешне выглядящие как старые, имеют современную начинку с соответствующими звуками. Следовательно, для реалистичности нужно накладывать другой звук двигателя в сцены с автомобилем. Это доказывает то, что звукорежиссура и озвучка фильма – очень сложная профессия.

    Большой интерес вызвали и видео монтажные аппаратные (Final Сut и AVID). Приятно, когда студенты могут работать на профессиональном оборудовании, что важно для практики. Мы надеемся, что там можно будет работать не только режиссерам, но и операторам.

    Во ВГИКе имеется самая лучшая в мире учебная студия перезаписи, где рождается готовое кино, где происходят последние корректировки изображения и звука. Это небольшой эталонный просмотровый зал с микшерским пультом на 1380 каналов (нет даже на Мосфильме) и системой Dolby на 8 каналов. Вскоре, как нам сообщил Войтенко Сергей Владимирович, появится система Dolby Atmos на 64 канала. Такое огромное количество колонок будет присутствовать в студии перезаписи.

    Чтобы сохранить жизнь старым произведениям искусства, их необходимо переводить в современные форматы с соответствующими корректировками. Звуковую дорожку переводить на многоканальную систему. Это трудоемкий процесс, но необходим для показа кино шедевров в современных кинотеатрах. Был дан совет, снимать только в самом современном формате.

    Про новое оборудование ВГИКа можно сказать только одно. Для элементарной павильонной киносъемки не хватает кроватей, выделяются неисправные объективы с люфтами, для закрепления платформы штатива приходиться вбивать деревянный клин, нет дежурного пожарного для возможности снимать со свечами и дымом, и при этом откуда-то находятся деньги для «супер-пупер» дорогого оборудования, которое для студенческих работ не столь обязательно.

    Киностудия им.Горького

    «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…». Михаил Трофимов, 1916 г.

    В киностудии им.Горького нам показали помещения, где проходит полный цикл обработки пленки, начиная со стола заказов, где назначаются наряды, заканчивая проверкой позитивной пленки на наличие брака.

    Мы увидели, как происходит цветоустановка и создание паспорта. Узнали, что брак определяется только по позитиву в специальной лаборатории, в которой пленка проходит ряд тестов и проверок. Познакомились с проявочными машинами для негативной и позитивной пленки, копировальными аппаратами. Вся техника имеет все необходимые функции для обработки пленки, включая ультразвуковую чистку и копирование в жидкости для получения максимального качества позитивной пленки (обычно используется для восстановления старых пленок).

    Интересный факт. Чтобы не произошел обрыв пленки в проявочной машине, что грозит большими проблемами, перед проявкой негативную пленку просматривают в специальных очках ночного видения на наличие надломов и дефектов.

    На киностудии присутствует ARRI LASER, с помощью которого можно переносить видео информацию с цифрового носителя на пленку в большом разрешении. Попасть туда не удалось, так как этот отдел принадлежит немцам.

    Мы посетили один из 5 павильонов и осмотрели декорацию, построенную для съемки фильма. Нам рассказали, что после развала 90х киностудия фактически стала базой для оказания услуг. Сейчас 40% дохода идет от телевидения, на втором месте от рекламы. Но студия старается не отклонятся от своего основного назначения - съемки художественных фильмов. Очень осложнил жизнь тот факт, что была продана фильмотека киностудии. Мосфильм получает неплохие деньги от проката своих фильмов. Поэтому киностудия им.Горького решает вопрос о частичном выкупе своих фильмов у госфильмофонда.

    Из-за малого количества павильонов и площадей цена за аренду павильонов выше, чем на Мосфильме – более 25000 руб за сутки.

    За последние годы был проведен хороший внешний ремонт помещений киностудии.

    На киностудию им.Горького пришла новая администрация. Неравнодушные люди пытаются восстановить полный цикл создания фильмов у себя на студии. Все упирается в отсутствие средств и поддержки государства. Это очень сложная задача, ведь киностудия решает огромное число повседневных проблем. Остается только пожелать им сил и удачи! России это необходимо!

    Мосфильм.

    На киностудии Мосфильм мы посмотрели огромное количество фотографий со съемок фильмов. Потрясающие портреты и образы висят на стенах Мосфильма. На витринах располагаются эскизы к различным известным фильмам, представляя собой великолепные рисунки и картины, наполненные воздухом, настроением и атмосферой. Хотелось сказать: «Прямо картинная галерея!» - к тому же с кинематографическим уклоном и форматом.

    Мы посмотрели огромное количество пленочных кинокамер прошлого, увидели опытные образцы объективов и трансфокаторов, фокусное расстояние которых варьировалось от 25 до 760 мм. Мы узнали, что такое параллаксный видоискатель, с которым приходилось иметь дело операторам тех времен. Сделали для себя вывод, что раньше на такие относительно простые механические камеры раньше снимали великое кино. Мы, с нашей техникой, просто обязаны им не уступать!

    Нам показали операторский цех (Синьковский Алексей), в котором хранится большое число различной операторской техники, начиная с обычных штативов, заканчивая пленочной камерой Arriflex и зеркальной камерой Canon Mark II с полным обвесом. Нам сказали, что сейчас предпочитают брать камеры с цифровыми рекордерами и карточками памяти. Камеры с цифровыми ленточными носителями спросом не пользуются. Настаёт время цифровых технологий. Нам объяснили, что Мосфильм является не прокатной студией, а именно студией по созданию фильма. Камеры Red у них не оказалось, а штативы были все одной фирмы. Мы прошлись по складам техники, где находились в собранном видео краны стрелки и тележки-подъемники. Из-за того, что современная техника напичкана электроникой, она постоянно ломается. В операторском цеху находятся две мастерские, где мы полюбовались разобранной тележкой-подъемником с торчащими во все сторонами проводами. Да, работка предстоит не маленькая…

    Самый большой кран-стрелка, имеющийся в студии, может достигать высоты 9 метров. Но он не имеет стабилизатора и может использоваться не везде. С помощью него можно задать общий план, встретить героя на улице, выйти на укрупнение. Для динамических съемок желателен заказ более дорогих кранов.

    Нам рассказали и про световое оборудование. Мы облюбовали один из новых источников света ARRI со светодиодами. На нем имеется несколько ручек, с помощью которых можно менять цветовую температуру, цветовой тон и яркость, что очень удобно.

    Нам провели экскурсию по музею Мосфильма, где мы увидели старинные автомобили, велосипеды, коляски, снимающиеся в фильмах. Посмотрели одежду, в которой снимались великие актеры. Больше всего понравился наряд Болконского. Поразили нас и парики, которые держат форму в самых невероятных обстоятельствах. А голова медведя, смотрящая на нас с витрины, могла с помощью кинематики изображать ревущего медведя со всеми адскими подробностями – слюнями, гримасами и ужасом. Жаль, мы это не увидели там, но зато помним по фильмам. В гримерном цехе нам рассказали как создаются различные маски и лица. Теперь без проблем могут сделать из девушки старушку, из мужчины пожилого человека, а из человека вампира и геркулеса.

    Интересный факт. Такой грим и маски сохраняют почти всю мимику человека и создаются каждый раз заново для каждой смены съемки фильма.

    Нашему взору открылись огромные пространства старой Москвы, воссозданной силами работников Мосфильма. Атмосфера старого города чувствовалась в любом уголке декорации, даже при нависших неподалеку огромных современных домов-вышек. Мостовая, деревянные вывески, стук каблучков, низенькие крыши, деревянные постройки, декоративные ставни, - все погружало в ту эпоху. Эти декорации живут с 2004 года и пользуются большим спросом, что не удивительно.

    Мосфильм имеет павильонных площадей на 130 000 квадратных метров. Самый большой первый павильон имеет площадь 2000 кв.м. В нем мы и побывали. Также на Мосфильме имеется современный, небольшой, но очень удобный для спецэффектов, хромокейный павильон с зелеными стенами.

    Очень подробную информацию мы получили на Декорстрое Мосфильма. Нам рассказали про сложнейшую работу архитектора в создании чертежей будущих декораций, где нужно учитывать огромное количество важных мелочей, связанных с киносъемками. Например, где располагать источники света, хватит ли пространства для камеры.

    Компьютерные программы по созданию чертежей очень облегчали задачу, так как сделать исправления стало очень просто.

    Мы зашли в бутафорский цех, где обнаружили огромную коллекцию предметов быта, интерьера и декоративные украшения. Огромный двуглавый орел был явно сделан из металла, но когда мы его взяли в руки, поняли что это специальный материал, по фактуре напоминающий металл. Это винипласт.

    Также мы узнали, как вакуумным способом делается любая узорчатая плитка, изображающая камень, стену, колонну. Это происходит выдуванием при высоком давлении на готовой форме.

    Мы прошли столярный цех и удивились его масштабом. Отметили, что наличие большого пространства позволяет творить и создавать огромные предметы. При нас делали ступеньки и столешницу, использую множество уникальных станков.

    К сожалению, работа в декорстрое не постоянная, а зависит от заказов. Бывает, вся группа делает маленькую простую комнату и строит ее за считанные минуты, а бывает, создает величественные декорации для съемки фильма Михалкова «Солнечный удар», которые мы и застали. Нам на деле показали масштабы работы, стоимостью на миллионы. Качество поразило нас. Причем качеством была не красота, а реалистичность. В некоторых помещениях специально обдирали стены, создавали разрушенные фактуры трещинами и цветом, что называется «элементами шелушения». Мы прошлись по вновь построенному паркету, за что были вознаграждены благодарностью, ведь чем больше паркет будет поношен, тем он будет лучше для фильма.

    Интересный факт. Во время съемок сцена бала фильма «Война и мир» Бондарчука были использованы все возможные источники света, электричеством питались от всех соседних павильонов, дополнительно подключившись к генераторам на автомобилях. Было столь жарко в самом большом первом павильоне Мосфильма, что разрешили «светикам» на лессах быть в одних трусах.

    Нам объяснили, что практически никогда не используют реальную фактуру предметов. Все подгоняется специально для фильма, для камеры, для правильной экспозиции и передачи цветов. Если используется реальный предмет из жизни, он специально подготавливается для съемок – чем-то красится и обрабатывается.

    Что касается одежды, то ее шьют по заранее задуманным фактурам и цветам ткани. Никогда не берут чисто белые и черные ткани. Не используют насыщенные цвета, особенно красный, желтый и зеленый. Обычно используют малонасыщенные приглушенные.

    Оказывается, в декорстрое работают уникальные специалисты. Особенно отметили одного архитектора и знатока одежды всех времен. Их приглашают на работу, и они выдают потрясающие результаты и информацию. Но, к сожалению, из-за не постоянства работы часто не удается вовремя найти хороших специалистов.

    Интересный факт. Потолки в декорациях часто делают полупрозрачными, внешне выглядевшие грязноватыми. При этом комнаты можно освещать сверху через эти потолки, а если подсвечивать снизу, то потолки на пленке будут выглядеть обычными и белыми.




    Интересное выражение. У художников, когда плохо – значит хорошо.

    Мы узнали, что любая кино профессия, будь это столяр, художник или гример, очень сложна и многогранна, является творческой и интеллектуальной. И они являются именно КИНО профессиями со своими особенностями, требованиями и правилами.

    Нам показали, как происходит процесс создания фильма. Изображение с пленки сканируется ARRI сканером или Northlight и сразу проходит первичную обработку и цветокоррекцию на «Пандоре». Далее видео попадает в монтажную, где выстраивается весь фильм. Далее происходит цветокоррекция и вывод фильма на пленку через ARRI лазер. Мы увидели всю технику, участвующую в этом процессе. Сканеры ARRI и Northlight отличаются матрицей, лампами и скоростью сканирования. У ARRI чуть резче изображение на темных участках.

    Оператору необходимо познакомиться с процессом постобработки фильма. Неплохо знать контакты людей, занимающихся этим. Операторы могут контролировать процесс цветокоррекции, монтажа и записи информации на пленку. Кроме того, оператор знает то, что задумывалось в процессе съемки. Это должно реализоваться на пост обработке. Но чаще всего операторы присутствуют на сканировании и цветокоррекции, если произошли какие-то ошибки во время съемки. Ошибка экспозиции, вуаль пленки, неправильное освещение кадра. Перед сканированием есть возможность подстроить сканер под конкретную пленку, что позволяет хотя бы частично исправить некоторые огрехи и недоработки.

    Интересное выражение. Если занимаешься цветокоррекцией более часа, то глаза начинают уставать и обманывать. Уставшие операторы после 6 часов коррекции отъезжали на стуле к серой стенке и смотрели на неё, чтобы глаза отдохнули. Отсюда пошло выражение: «Поехать к стенке»

    Тон студия.

    У Мосфильма 2 здания, где располагаются помещения тон студии: «Старая тонстудия» с 4 павильонами звукозаписи и новая с современной техникой. Тонстудию Мосфильма мы сравнивали с тонстудией ВГИКа. Помещения больше, местами техника лучше.

    Самое интересное – это конечно студия записи шумов. Мы послушали звуки прибоя с помощью специальной конструкции, в которой нечто похожее на песок пересыпается из стороны в сторону. Мы услышали скрип из фильма «Андрей Рублев», созданный той же самой металлической конструкцией. Сами воспроизвели звук костра с помощью пакетика из-под сигарет.  Завывание ветра, глухой удар металлической двери из Бутырки, звук автомобильной аварии – в этой комнате могут воспроизвести что угодно.

    Множество дверей, паркетных поверхностей, песок, асфальт, брусчатка, сено, стаканы, чашки, стекло, – огромное количество нужного «мусора» располагается в студии записи шумов.

    Интересный случай. Когда в студии заводится мышь или сверчок – это катастрофа! При появлении таких гостей, весь коллектив студии несколько суток гоняется за животными. А уж найти сверчка – это непосильная задача. Нам рассказывали, что многие старые фильмы записывались с посторонними шумами.

    Чем занимается тонстудия?
    1)    Реплики (речевое озвучание)
    2)    Синхронный звук (шум действия актера)
    3)    Атмосферный фоновый шум (люди, гудки, машины, собаки)
    4)    Эффектные звуки («экзотические» как их назвали, взрывы, лазер)
    5)    Фоновая музыка

    Музыка очень важна для фильма. Именно благодаря сочетанию видеоряда, шумов и музыки достигается максимальный эффект саспиенса у зрителя. Бывает, музыка состоит из 500-1000 треков, и студии необходимо их объединить. 1000 треков, например, было в фильме «Джеймс Бонд».

    Также мы услышали о dcp. Это специальный формат записи для фильмокопий. Он обладает хорошей защитой от взлома, копирования и воровства. Хорошая защита авторского права.

    Задача звуковой дорожки глобальна, ведь зрители от мала до велика с разным уровнем образования и восприятия должны быть полностью погружены в фильм. Звуковикам необходимо наполнить звук смыслом и создать определенное настроение, которое задумал режиссер. Почему нельзя использовать одни и те же звуки шагов или открытий дверей? Потому что каждый раз стоят новые задачи, необходимо создать определенную атмосферу с помощью этих самых естественных и банальных шумов. А это искусство!

    Интересный случай. Один режиссер использовал в разных своих фильмах одни и те же выкрики «Пожар! Пожар!» И это было явно и заметно.

    Интересный факт. Чтобы записать чистую тишину леса, пришлось уехать за 200 км от Москвы. В этом радиусе невозможно было найти место с идеальной тишиной.

    Интересный факт. Воспроизвести можно любой шум, кроме открывания бутылки шампанского.

    В среднем 100 минутный фильм озвучивается в течении 10 смен по 7,5 часов.

    Мы увидели студию записи реплик. Это довольно большое помещение со столиком посередине, напичканным микрофонами и наушниками, большим монитором и проекционным экраном на стене. Помещение сделано по всем стандартам. Заглушка звука стенами не полная, иначе диктору будет дискомфортно. Невозможность слышать свой голос очень негативно влияет на психику человека.

    Для записи звука есть свой отдельный павильон, в котором может расположиться целый оркестр. Павильон соединен с аппаратной видео и аудио связью. Между инструментами располагаются специальные передвижные стенки, позволяющие получить нужное звучание инструмента. Все оборудовано специальными микрофонами, держащимися на эластичных подвесах, защищающих от вибрации.

    Интересный факт. В Америке не пускают режиссеров фильма на студию перезаписи. В России же режиссер часто портит своим непрофессионализмом и пожеланиями звуковую составляющую фильма.

    Интересный случай. Мы посетили две эталонные студии перезаписи. В одной из них подбирали звуковые эффекты для синхронного перевода зарубежного мультфильма. При этом фраза повторялась десятками раз. Так выкрик «Долбанный извращенец!» мы слушали немалые 20 минут, на что последовал комментарий: «Такие же эмоции могут возникать и при прочтении ваших отчетов о практике».

    Нам подробней рассказали о политике Dolby Digital. Они вынуждают российских производителей кино покупать свой лейбл в титры, даже если их система не использовалась. Без данного логотипа невозможно будет участвовать в любых зарубежных кино конкурсах и фестивалях. А теперь Dolby решила пополнить рынок новыми профессиональными мониторами.

    Отдел компьютерной графики

    В отделе компьютерной графики находится профессиональное оборудование для работы с фильмом. Стоят по два больших качественных монитора за одним рабочим местом, планшет для рисования, все компьютеры соединены с сервером, который записывает информацию параллельно на два источника.

    Компьютерная графика используется там, где невозможно снять изображение натурально. Кадры с хромакеем проходят через этот отдел. Любые исправления надписей или коррекция изображения происходят здесь.

    Интересный факт. Очень часто при съемке фильма забывают про отражения от стекол и витрин, где зачастую отражается вся съемочная группа. Исправление такой ошибки в 10секундном динамичном кадре может занять до 3 суток времени. Забывают и про номера машин и надписи. Если снимают кино про Америку, а по дороге проезжают автомобили с московскими номерами, это ли ни есть нонсенс. А для того, чтобы убрать надпись «Мосгортранс» с автобуса в одном маленьком кадре понадобилось двое суток.

    В отдел компьютерной графики приходят на стадии подготовки к съемкам фильма. Обсуждают некоторые эпизоды и кадры. Узнают, где может понадобится графика, как ее лучше применять, возможно ли сделать задуманное и сколько это будет стоить. Также заранее говорят, на какую пленку будет сниматься фильм. Это особенно важно при съемке с хромакеем. У каждой пленки своя зернистость, и специальные плагины убирают ее.

    При монтаже используются монтажные системы Final Cut, AVID и Smoke. Smoke используется реже, но зато при наложении эффектов и цветокоррекции позволяет просматривать изменения «реалтайм» в реальном времени.

    В павильоне телеканала твЦентр нам рассказали про штативы, краны, оборудование и особенности обслуживания телепередач.

    Интересный факт. Если при калибровке уровня операторского крана ошибиться на 1 градус, то камера в крайних положениях слева и справа будет ошибаться на 0,5-1 метр. Калибровка крана занимает по времени до недели. Поэтому обычно кран стоит на месте и не передвигается. Так он используется на всех передачах.

    Очень большая проблема, когда на передачах происходят моргания экранов и вывесок из-за не синхронности частоты съемки и частоты мельканий источников света. Можно настроить камеры под одну частоту. А вот разобраться с несколькими частотами бывает довольно трудно.

    Мы узнали про огромное количество разных головок штатива и переходников. Штативы с помощью пневматики могут передвигаться во время съемки вверх и вниз. Причем если открутить ручку-держатель, то камера не поползет вверх или вниз, она будет оставаться на месте за счет правильного давления воздуха, которое поддерживается на определенном уровне техниками.

    Также существует виртуальная голова штатива на хромакей. Это значится, любые изменения положения штатива в пространстве передаются на компьютер, что потом используется для работы с хромакеем после съемок. За счет легкости наложения фона с хромакеем, удается снимать до 6 передач в день в хромкейном павильоне.

    Раньше в павильоне был целый «зоопарк» камер – совсем разные фирмы и модели. Сводить их по цвету и изображению стоило невероятных усилий.

    От камер к компьютерному блоку тянутся новые кабели триакса, в которых передается вся съемочная информация. С помощью такого кабеля и специальных приводов можно управлять камерой, сидя за пультом в другой комнате. От компьютерного блока сигнал идет в аппаратную, где сводится изображение.

    Про съемку с хромакеем нам подробно рассказал Тихоновский Андрей Эдуардович.

    Яркость зеленого фона должна быть всегда ниже яркости объектов. Например, яркость фона 80%, если лицо 100%. Это необходимо, чтобы фон не переходил в «перемодуль» или «пересвет». Синий фон, наоборот, надо освещать ярче объекта. Объект располагаем не ближе чем 4 метра от фона, чтобы зеленые рефлексы как можно меньше мешались на объекте. В зеленой комнате не должно быть острых углов, только закругленные. Фон должен быть равномерно освщен. Опытные операторы равномерность определяют глазом. Для равномерного освещения используют определенные схемы расположения приборов. Андрей Эдуардович предложил схему квадрат, когда источники располагаются квадратом сверху комнаты. В нем есть внешние приборы, равномерно освещающие весь фон, и есть внутренние, освещающие объекты съемки.

    Важно объекты съемки освещать равномерно без сильной светотени. Яркость на границе объект-фон должна быть одинаковая везде, чтобы уровень «кеинга» не изменять частично по всему изображению. Чтобы этого достичь Андрей использует контровые и моделирующие источники с фростами-половинками. Объект лучше всего освещать со всех сторон. Чтобы убирать зеленые рефлексы, на моделирующий свет можно ставить (в крайнем случае) оранжевые или «минус-зеленые» фильтры. Не допускается попадание на фон цветного освещения!

    Будьте осторожны с седыми и светлыми волосами. Если у актера пышные волосы, их обязательно надо дополнительно подсвечивать спереди с боков чуть снизу, чтобы не было провалов по экспозиции на них, иначе будут проблемы с кеингом.

    Запрещена белая одежда и синтетические нити, любые бликующие и отражающие поверхности одежды! Будьте осторожны, при настройки кеинга, может сильно меняться и цвет одежды!

    Также были даны наставления и советы как будущим операторам.

    «Не профессия в вас, а вы в профессии», - говорит Андрей. Главное, умение придумывать в голове схему света заранее до съемок и уметь ее рисовать. Надо уметь ставить свет на любое лицо, любого вида и строения. Любые нюансы требуют особенного света. Надо смотреть хорошее, в том числе и старое, кино, и уметь его раскладывать на составляющие, видеть, какой свет падает на объекты, какая схема используется, какие приемы применяют. Любые изобразительные средства использовать оправдано. Любой панораме или наезду требуется подоплека. Читайте журнал 625, изучайте свою профессию, технику, интересуйтесь новинками.

    ВГИК – это только база ваших знаний. Остальное вы должны искать сами. Надо научиться изображать чувства изображением.

    Когда Андрея спросили, какие его обязанности, как бригадрира, он ответил: «Во-первых, убедиться, что все люди трезвые, во-вторых проверить наличие осветителей (без них никак)».

    Мы остались очень благодарны Андрею за его прекрасные советы!

    Лаборатория Мосфильма

    В лаборатории Мосфильма нам показали, как можно склеивать пленки. Кроме обычного простого склеивания прозрачной липкой лентой, также можно использовать специальный клей. На таком клее держится итоговый негатив. Скотч же может быть заметен при воспроизведении. А лавсановые пленки (лаванда, контратипы) склеивают специальным аппаратом, где происходит ультразвуковая сварка. Специальный валик проходит по соединению, чуть плавя кончики пленок.

    Мы увидели схемы обработки кино материалов, классификацию копировальных аппаратов, последовательность обработки пленки при проявке. С негатива не печатают копии, так как негатив нужно беречь. Копии печатают с дубль негативов.

    Мы своими глазами увидели, как работает аппарат ультразвуковой чистки, как работают копировальные аппараты, в том числе и жидкостный, как считывается код с … перфоленты. Нам рассказали, как происходит реставрация пленки, как убираются царапины негатива. Мы посетили цветоустановку, где подбираются значения RGB каналов.

    При жидкостном копировании очень важно высушить пленку. Для этого существуют специальные валики, каплесдув и сушилка.

    На пленке может находиться 4 звуковые дорожки. Это аналоговая запись (стерео и моно с двумя одинаковыми дорожками голубого цвета не на серебре), цифровая запись (Digital между перфорациями), dts запись между изображением и аналоговой записью и дорожка на краю за перфорациями (только в Америке используется). DTS – пунктирная линия используется для синхронизации оригинального звука, идущего со специального CD диска. На копиях уже записана фонограмма на русском языке. Если кинотеатр хочет показать фильм на оригинальном языке, он заказывает специальный диск с оригинальной дорожкой.

    Цифровой сигнал на пленку пишется специальным аппаратом, в котором самая важная деталь – это пишущая матрица, от которой зависит качество звука.

    ОТК. В ОТК проверяются все готовые копии. Любые дефекты и проблемы задерживают. Проверяются плотности, качество звука на дорожке, стояние кадра и другие вещи. Очень важен правильный ракорд со всей подробной информацией, чтобы не перепутать части разных фильмов между собой.

    Мы спросили, нравится ли работать в лаборатории. Нам ответили, что это очень интересная профессия и важная для кино. Нужны настоящие профессионалы. Но сейчас, в связи с возникновением цифровый технологий, в коллективе ощущаются упаднические настроения, ведь большая часть кино на дисках, а не на пленках, к тому же ужасного качества. А зритель спокойно воспринимает такие фильмы. Из этого возникает вывод, что

    К ПЛОХИМ ФИЛЬМАМ ПРИУЧИТЬ ЗРИТЕЛЯ ЛЕГКО, а вот К ХОРОШИМ – ТРУДНО.

    Надо поднимать уровень качества современного российкого кино, в том числе и техническое и духовное!


    «Вооружение» Мосфильма. Алабино

    Очень увлекательно прошла экскурсия в Алабино. Нам показали огромное количество боевой техники, начиная с малокалиберных пушек, заканчивая гигантскими танками. Нам дали подержать в руках старые винтовки, автоматы, ружья, пистолеты, в том числе снимавшиеся в знаменитых фильмах. Во время экскурсии можно было подумать с каких ракурсов лучше снимать эти объекты и как лучше освещать.

     





    Manga Company

    «Manga Company», коллектив из 15 человек, занимается постпродакшн фильмов. Это помощь в подготовке к съемкам с расчетом на последующую обработку и задуманные эффекты, тестирование техники и камер, цветокоррекция и спецэффекты.

    Петр и Олег, главные представители фирмы, приняли студентов ВГИКа очень радушно, все время повторяя слоган: «You are welcome». В этом высказывании выражается все отношение к нам. Кроме того, что подробно ответили на все вопросы, предложили помощь интересным проектам студентов. Приятно, что люди заинтересованы не в «отмывании денег», а в том, чтобы количество специалистов становилось больше, а, следовательно, и хорошего кино в России.

    Оказывается, уже появилось программное обеспечение цветокоррекции «Да Винчи». Теперь это не громоздкий аппарат, а более доступная обработка видео изображения. Но в этой доступности закрадывается много опасностей. Как сказал Олег, оператор видит 10% цвета, цветоустановщик 25%, а колорист 100%. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы качественно редактировать фильмы. Причем у староиспеченных цветоустановщиков бытует мнение, что масками и другими дополнительными возможностями пользоваться не следует, а только регулировкой света. Олег с этим не согласен. Он нам продемонстрировал, как блуждающей маской, державшейся на одной точке (в данном случае на носу героя), можно подкорректировать цвет лица.

    Главная мысль, которую хотели довести до нас, заключалась в том, что все инструменты, в том числе камера и аппаратура, выбирается под конкретную задачу. Нельзя сказать, чем лучше снимать «Алексой», «Ред» или «Марк II». Все зависит от того, где снимать, в каких условиях, с каким светом. Так «Ред» не очень хорошо справляется с темными тональностями, съемками под ночь, появляется сильный цифровой шум, но удобен в выездной съемке в тяжелых холодных условиях. Например, фильм «Как я провел этим летом» снимался при -30 в реальных арктических условиях. Камера справилась! Камера «Go Pro» может снимать быстрые движения и крупные планы, но не справится с пышным пейзажем.

    Важно умение продумывать все заранее. В этом и заключается основа мастерства. На съемочную площадку приезжают все, в том числе и колористы. Они смотрят, что было в реальности, узнают, что необходимо получить в конечном итоге.

    Знание цветокоррекции полезно оператору. Так считает Петр. И нельзя с ним не согласиться. Надо знать заранее возможности цветокоррекции и представлять, где какие изменения будут внесены и не повлияет ли это отрицательно на качество картинки. 

    Были рассказаны многие тонкости. Например на камере «Ред» плохо снимать 2к, потому что 2к снимается не на полную матрицу, а на кропнутую, – качество соответствующее. У «Реда» бывает возникает вертикальная «полосатость». У камеры Sony F3 логорифмический цвет будет писаться только при покупке дополнительной примочки. Не все операторы это знают, покупаясь на то, что в инструкции это свойство камеры прописано. 4к сканируется только в двух случаях: необходимо кадрировать изображение или анаморфот будет растягивать изображение. Материал среднего фильма, снятого на Ред (5к), весит около 40 Тб. На «Алексу» лучше ставить хороших рекордер, чем писать на флешки. Настоящего 3D кино (все сцены) не существует. Особенно много обманок, когда из 2Д делают 3Д автоматическим разложением на планы. Это ужасно! В реальности сканируется не 1920 точек, а 1828 в Full HD.

    При сравнении цифрового и пленочного изображения, можно прийти к выводу, что цифра не выдерживает быстрого движения и излишних деталей.

    Нам продемонстрировали систему цветокррекции «Бест лайт». Нас поразило, что она может выводить на экран в реальном времени сразу 4 потока 2к.

    Контакты:
    Петр 8(916)908-37-48
    Олег 8(910)424-45-25


    МКБК (Московское конструкторское бюро киноаппаратуры)

    На МКБК нас встретил Раев Олег Николаевич. Он нам рассказал целую лекцию о МКБК, технологии проектирования и создания киноаппаратуры и современной деятельности предприятия.

    Как студентам творческого ВУЗа, он объяснил нам, что добиться профессионализма можно, только если постоянно трудиться. Необходимо творчески мыслить. Самое важное в деле – это его результат. Для этого человека на первом месте не зарплата, а удовлетворение от работы, ощущение пользы своего труда для других. Эти ценности он поведал нам и объяснил их на собственном примере и примерах из работы.

    Он нам задавал интересные вопросы. Объяснял, почему спицы на колесах при определенных скоростях при видеосъемке останавливаются на изображении или начинают крутиться в обратную сторону. Это связано с частотой съемки и частотой смены спиц.

    Мы узнали, что МКБК – это было единственное в стране предприятие по разработке специальной профессиональной кино техники. Оно проектировало тележки, краны, камеры, штативы, использовалось в военных нуждах.

    Важно не только спроектировать аппаратуру, а задумку перевести в металл, в конструкцию.

    Сейчас МКБК занимается стерео технологиями в кино. Из созданной современной аппаратуры можно назвать подводные крэшбоксы для кинокамер, приборы для дистанционного управления объективами (фокус, дистанция, диафрагма), электронный горизонт для стедикама. Для пульта управления изобрели автоматическую систему калибровки «Улекс». Пульт сам просчитывает начало и конец фокусных расстояний и проставляет промежуточные значения.

    В МКБК находится всевозможная аппаратура для тестирования и измерение параметров кинотехники и объективов. Есть специальная заглушенная комната для записи шума от камеры. В этом помещении практически нет эха. Аппаратура размещается на специальной подвешенной сетке. Эта комната полностью изолирована от внешнего мира.

    Мне понравился профессионализм работников, творческий подход к своей работе, желание поделиться своими знаниями. Я очень благодарен работникам МКБК.

    Но сейчас МКБК проживает свои не лучшие времена. Нам рассказали о цепочке создания новой профессиональной киноаппаратуры от разработки до получения ее потребителем. Сейчас эта цепочка сократилась всего до 3 элементов, а министерство промышленности лишили функции спонсирования таких наукоемких производств. Живи, как хочешь. Но МКБК живет, сконцентрировалось на ограниченном рынке, связанном в первую очередь со стерео кино. Видно, что потенциал у этого предприятия гораздо больший. Если кто-то из верхов займется нашей промышленностью всерьез с долгосрочными перспективами, а не сиюминутными прибылями, МКБК может восстановить и сохранить свой высокий авторитетный статус.

    Цепочка производства:

    1.Институт (придумать, начертить) – 2.Конструкторское бюро (собрать модель) – 3.Завод изготовитель (серийное производство) – 4.Реализация и прокат – 5.Потребители (отслеживание потребностей)

    И все они соединены с министерством промышленности, которое занимается финансированием, планированием и организацией производства. Сейчас министерство прекратило выполнять некоторые функции, в том числе и финансирование. Поэтому производству не хватает оборотных средств.

    Олег Николаевич призывает восстановить правильную систему организации производства.


    ТВЦентр

    На ТВЦ нас встретил очень приятный человек Борис Богданович. При том, что я пришел на день позже и был один, он мне показал все, что можно было показать и ответил на все вопросы.

    Я впервые посмотрел, как устроены новостные студии канала. Оказывается, это совсем маленькие помещения, напичканные всевозможной техникой: камерами, осветительным оборудованием, мониторами. Камер было 3 внизу, одна на кране наверху (общий план) и одна с управлением от пульта. Камерами в принципе управляет всего один человек. Он их поправляет по ходу действия. А какие-то динамические эффекты, например, в начале новостей делаются по специальному режиму памяти. Ставится 2 крупности, а камера автоматически плавно и красиво переходит с одной крупности на другую при определенной команде.

    Впервые я попробовал подвигать пневмоштатив. Удивительно поднимать такую тяжелую камеру легким движением руки.

    Оператор наблюдает за крупностями на самих камерах и на специальном ЖК мониторе, где даются изображения со всех камер. При этом есть еще и эталонный монитор, где точно отображаются цвета. Экспозицию и цветовой баланс выставляют на специальном пульте в аппаратной.

    Интересно наблюдать за ведущим новостей, как он кладет в перерывах ручку в рот и проговаривает будущий текст. Под рукой у него всегда лежит словарь, которым он может воспользоваться и специальная клавиатура, с помощью которой он может подправить дикторский текст, если какое-то слово ему не понравится. На каждой камере располагается суфлер. Скорость суфлера определяет человек из аппаратной. Ведущий всегда находится на связи с ним через наушник. Вся информация передается в слух или читается на специальном встроенном в стол мониторе.

    Переключение камер, включение сюжетов и другие манипуляции происходят в аппаратной. Сигнал из аппаратной идет в центральную аппаратную, а только потом поступает к телезрителям.

    На студии всегда есть 2 сервера, один из которых резервный. Если у одного происходит сбой, автоматически начинает работать второй.

    Существует копия студии, но виртуальная. Такое же по размерам помещение, но с зеленым фоном и зеленым столом. Меня посадили за стол и показали, как все будет выглядеть на экране. Отличить виртуальную студию от настоящей на экране можно по отсутствию отражений от рук на столе.

    Очень много рассказали про освещение студии. В основном используются световые панели «kinoflo» разновидность «parabim». Такими источниками завешано все помещение, но работают не все. Есть специальная отдельная панелька света, которая подсвечивает ведущего при развороте на крайнюю камеру. Я спросил, зачем это нужно. Оказывается, просто столб в маленьком помещении, перекрывает другой свет и приходится добавить его с помощью дополнительного источника.

    На этих панелях используется огромное количество сеток и фильтров, которые позволяют одновременно и рассеивать свет и делать его направленным.

    Рассеиватель France Silk (французский шелк) чем-то напоминает звездный фильтр и рассеивает свет, причем при разных углах расположения фильтра, по-разному.

    Сетки бывают разные. Используют не родные очень мелкие сетки с покрытием из фольги, что позволяет свету рассеиваться, отражаясь на сторонах сетки. Но при это, за счет структуры решетки, свет становится направленным и бьет точно в нужную точку, создавая при этом бестеневое освещение.

    На репортерских выездах я познакомился с несколькими интересными операторами, изучил структуру таких съемок, познакомился с новым оборудованием, почерпнул много интересного для себя. Теперь я представляю, как пользоваться репортерской удочкой, как раскладывать софтбокс, какой микрофон использовать в определенном случае, как работать с репортером, как выставлять свет на интервью, как монтажно мыслить, как готовить камеру к выезду.

    Такая практика была очень продуктивной и мне очень понравилась. Я понял, что телевидение включает в себя все, начиная с рутинных примитивных съемок, заканчивая постановочной творческой работой. При этом я наблюдал, что постановщик на репортерских выездах чаще всего не репортер, а именно оператор. Именно он должен в первую очередь представлять, как в последствии все будет монтироваться и выглядеть на экране.

    Выводы:

    В целом практика мне очень понравилась. Я не вижу большой проблемы в том, что мы мало занимались конкретной практикой (работы руками), а больше смотрели и слушали. Мы теперь представляем, какая техника имеется в распоряжении кинооператора, где ее можно взять, какие существуют особенности этой техники. Мы услышали огромное количество советов, которые пригодятся и в учебе и в профессиональной деятельности. Мы представляем, куда можно обратиться при возникновении определенной проблемы. Мы увидели, как устроена цепочка всего производственного процесса создания теле и кино фильма.




    МЫ ТЕПЕРЬ ЗНАЕМ, ЧТО ВГИК – ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ЭТАПОВ НАШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ!

    УЧИТЬСЯ И ТРУДИТЬСЯ НАМ ПРИДЕТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ!

    Категория: Теория кино | Автор: Салаев Михаил
    Просмотров: 5916
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Теория кино [16]
    Прочие статьи и информация по теории кино
    Режиссура [27]
    Теория и статьи по режиссуре
    Операторское мастерство [26]
    Теория и статьи по операторов
    Критика фильмов [6]
    Статьи о фильмах
    История кино [12]
    Воспоминания о прошлом, история документального кино
    Монтаж [5]
    Теория и статьи по монтажу



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz