Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ВГИК » Подготовка во ВГИК: помощь и советы

    Поступление на операторский факультет ВГИКа: помощь и советы

    Поступление на операторский факультет ВГИКа: помощь и советы

    Посвящается абитуриенту ВГИК!

     

    У каждого есть своя "МЕЧТА" и к ней всегда стоит стремиться!
    В роли абитуриента поступающий на операторский факультет Вован Синица.
    Ролик сделан в мастерской М.Л. Аграновича как учебное задание и специально для сайта media-shoot.ru.

    ЧАСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ ВО ВГИК

    теоретический разбор билетов,
    советы по подготовке,
    ответы на ваши вопросы,
    отбор творческого комплекта,
    критика ваших работ


    ПИШИТЕ info@media-shoot.ru
    ЗВОНИТЕ +7(985)199-39-25

     

    ВСТУПЛЕНИЕ

    I. Цели поступления

    Перед тем как решиться поступать на кинооператорский факультет ВГИКа, надо разобраться в целях поступления и ответить на вопрос: «Подходит ли вам эта профессия?».

    Оператор – профессия тяжелая и не любит халтуры. С одной стороны она техническая (требуется филигранное знание всех нюансов техники и средств выразительности), с другой – творческая (необходим высокий культурный уровень человека). То есть кинооператорская профессия – это многогранное искусство, требующее огромных затрат сил и средств, грандиозного терпения, физической закалки и постоянного личностного развития на протяжении
    всей жизни. Готовы ли вы на это?

    Цели поступления бывают различные. Как я считаю, любое искусство не приемлет корыстного отношения. Не стоит идти в искусство за деньгами и славой, в искусство надо идти для других людей и для развития самого искусства. Это не значит, что надо быть полным альтруистом, но бескорыстное отношение должно преобладать над корыстным. Надо работать на себя, чтобы в дальнейшем это отдавать другим.

    Сегодня фотография и кино стали доступными для любого человека. Это привело к переизбытку визуальной информации в нашей жизни. Качество и ценность информации резко упала. Усугубляет положение кино культ денег в современном мире, негативно влияющий на общество. Задачей кинооператоров должно стать поднятие планки профессионализма в киноискусстве. Более глубокое отношение к жизни, новые требования к кинематографу, стремление к общечеловеческим ценностям, поднятие высоких жизненных идеалов, - такие тенденции уже проявляются в сегодняшнее время. Надо их подхватывать и продолжать.

    Советую почитать вступление диссертации Вахидулла Кавьяра на тему: «Роль кинематографа в реализации просветительных функций культуры».
    СМОТРЕТЬ СТАТЬЮ

     

    II. Классификация подготовки

    «Не так страшен черт, как его малюют», - гласит поговорка. Все зависит только от ВАС и ещё, я бы добавил, от ВРЕМЕНИ. Сколько бы желания и прыти не было, подготовка требует:

    1)    больших затрат времени
    2)    систематизации
    3)    повторения

    Подготовку к поступлению на кинооператорский факультет ВГИКа я бы разбил на три части:

    1)    Обязательный уровень
    2)    Общее развитие
    3)    Практика

    Можно обойтись обязательным уровнем, но для этого надо быть гением.

    1.Обязательный уровень – это что-то вроде «минимума», то, что конкретно может пригодиться. Например, знание ответов на вопросы по физике, фильмографии одного-двух кинооператоров и режиссеров, ограниченного количества литературных стихов, подготовка проходного фото портфолио. Может вам повезет и таких знаний хватит для поступления.

    2.Общее развитие – это более глубокое изучение киноискусства и культурное развитие человека. Это то, что материально может вообще не понадобится на экзаменах, но то, с чем вам будет легче учиться в дальнейшем. Это некий фундамент, на который будут ложиться уже специализированные практические знания. И самое важное, что это ваш жизненный опыт, который может пригодиться вам в любой области.

    Что, как не поступление во ВГИК, могло бы заставить меня выучить 80 стихотворений и наконец-то прочитать всю школьную литературу. А литература – это мировой опыт, это нравственное развитие и жизненные принципы. До этого я литературу терпеть не мог, поэтому теперь пришел к выводу: «Не любишь, потому что не знаешь»

    ВСЁ В ЖИЗНИ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ! Нельзя бояться лишней информации, но надо знать, какая наиболее полезна в данный момент.

    При хорошей многогранной подготовки во ВГИК, во время учебы вы будете меньше отвлекаться на сторонние темы и наиболее полно посвятите себя практике.

    3.Практика – это практическое использование теории или практическое интуитивное развитие своих профессиональных навыков. Чем больше практики было до поступления, тем качественней будет учеба. Путь развития оператора – овладеть технической стороной профессии, чтобы впоследствии беспрепятственно ТВОРИТЬ.

    Советую прочитать биографии великих советских операторов, например Сергея Урусевского или Леонида Косматова и увидеть их сложные пути профессионального становления.

    Придерживайтесь правила: услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – врубился.

    Также подготовку можно разбить на:
    1)Непосредственно киноискусство (просмотр и анализ фильмов, изучение теории фотографии, знакомство с биографиями операторов, фото практика и др.)
    2)Другие области, использующиеся в кинематографе (изучение живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и др.)

     

    III. Несколько советов

    • Не "зубрим", а изучаем, чтобы знания оставались с вами. Лучше понять, чем просто запомнить
    • Ставьте перед собой реально выполнимые задачи, чтобы при нехватке времени не тратить лишнюю энергию на нервозность и переживания
    • Отдыхайте заранее, не доводите себя до такого состояния, когда уже никакой отдых не поможет. Вовремя отдыхать – это тоже ваша обязанность для продуктивной работы
    • Относитесь к обучению во ВГИКе не с принципом «вас научат», а с принципом «нас направят, а мы научимся», т.е. самый важный первый курс обучения вы проходите самостоятельно при подготовке к поступлению. Преподаватели лишь показывают вам дорогу для самостоятельного дальнейшего развития и ускоряют этот процесс. ВГИК – только следующая ступень вашего профессионального становления
    • Отделяйте теорию от практики (сначала только теория, а потом практика или наоборот). Бывает очень сложно переключаться за один день между теорией и практикой
    • Составьте четкий план подготовки и точно расставьте цели и задачи
    • При подготовке в первую очередь поднимайте те области знаний, которые у вас слабые (проблема с натюрмортами – практикуемся, «нулевая» литература и живопись – учим)

     

    ПОДГОТОВКА

    I. Подготовительные курсы ВГИКа

    Стоит ли идти на подготовительные курсы ВГИКа?

    Стоит. Преимущество подготовительных курсов – это общение непосредственно с будущими преподавателями и с будущим мастером, набирающим курс. Преподавание хорошее, информация полезная, много практики. Подробнее узнавайте на сайте ВГИКа.

    В качестве подготовки можно также рассматривать вариант поступления в колледж ВГИКа на отделение «Техника и искусство фотографии» (набор с 2010 года только после 9 класса), Московский политехнический колледж Моссовета на отделение фотографии (бюджет), или запись в фотографические школы и коммерческие специализированные фото курсы.

    Далее речь пойдет о самостоятельной подготовке к поступлению при наличии определенных навыков и фото практики.

     

    II. Систематизация подготовки

    Вот такую схему я начертил, за год до поступления:

    1. Теория фотографии и физика
    * по билетам (разделы: фотосъемка, общее, оптика, аналоговая фотография, электричество)
    2. Собеседование
    * живопись
    * фильмографии операторов и режиссеров (по списку)
    * биографии и особенности творчества операторов и режиссеров
    * история кино
    * просмотр и анализ фильмов
    3. Литература
    * читать школьную литературу
    * читать критику
    * учить стихи
    4. Русский
    * повторять конспекты
    5. Фото портфолио (фото практика)
    * съемка постановочного портрета
    * съемка натюрморта
    * съемка для портфолио
    * отбор фотографий и оформление портфолио

    У каждого она может быть своя. А теперь подробнее по каждому пункту.

     

    III. Теория фотографии и физика

    Есть список экзаменационных вопросов по теории фотографии и физики. Он разделен на 5 разделов: общий (общие вопросы фотографии), фотосъемка (вопросы по фото жанрам для определения практических навыков абитуриента), оптика (раздел "оптика" школьной физики), электричество (раздел "электричество" школьной физики), аналоговая фотография (химические процессы в фотографии, обработка пленки и фотографии).

    Скачать вопросы можно ЗДЕСЬ.

    Из года в год иногда идут маленькие корректировки, чаще всего новая формулировка вопросов, но в целом список остаётся таким.

    Я готовился в четыре этапа.
    1. Искал ответы на вопросы в интернете и делал записи в конспектах
    2. Составлял список вопросов, на которые не смог найти ответов или не понимал их. Искал людей, кто сможет мне помочь объяснить. Окончательно дописывал конспекты
    3. Через пол года повторно проходил по всем вопросам: отвечая на вопрос, я записывал всё, что помнил, потом просматривал ответ в конспектах и дополнял конспекты дополнительной расширенной информацией по вопросу.
    4. Повторял перед самым экзаменом третий раз.

    При повторении понимаешь, что уже совершенно ничего не помнишь, так что повторение обязательно!

    +Список литературы, рекомендованной для подготовки к испытаниям профессиональной и творческой направленности при поступлении на кинооператорский факультет ВГИКа

    (большинство этих книг вы можете скачать в разделе "книги по фотографии" и "Книги по кино")

    При подготовке могут пригодиться:
    1. История фотографии от начала и до совершенствования.
    2. Краткие сведения об истории изобретения фотографических процессов
    3. Определение экспозиции и зонная система Адамса
    4. Процесс проявления плёнки в фотографии
    5. Тестирование и сравнение фотообъективов
    6. Жанры и виды фотографии
    7. Р. Хикс и Ф. Шульц - Натюрморт. Техника освещения
    8. Мастер-классы по фотографии. Практика
    9. С. Морозов - Композиция в фоторепортаже
    10. Ли Фрост - Чёрно-белая фотография
    11. Микулин В.П. "25 уроков по фотографии" !!!
    12. Оптика, основные понятия и термины
    13. Железняков - Цвет и Контраст
    14. А.И. Лапин - Фотография как
    15. Другие статьи и книги
    16. Архивы материалов с 1 и 2 курса операторского фак-та (ответы на билеты для экзаменов по разным предметам, подходят и для вступительных экзаменов!!!)

     

    IV. Собеседование

    Собеседование – это очень аморфный, расплывчатый с точки зрения подготовки экзамен. Обхват необходимых знаний очень большой и четко не определен. Заинтересовать мастера и комиссию может что угодно: любимый режиссер, оператор, любимый фильм, последние премии кино фестивалей, литературные произведения, твои амбиции и цели, знание живописи и фотографий, скульпторов и архитекторов, - в общем всё, что угодно. Надо быть очень развитой и начитанной личностью.

    ЖИВОПИСЬ

    Несколько советов по изучению живописи:

    1. Смотрим альбомы великих художников, покупаем книги "100 великих картин", "100 великих художников", "1000 картин великих художников". Последняя книга стоит около 1600 руб, но она того стоит (много картин, хорошее качество, описания картин, краткие биографии известных художников, основные исторические события, недостаток: репродукции маленькие). Альбомов и книг с репродукциями живописи превеликое множество. Надо постараться их найти и изучать

    2. Смотрим картины на сайтах http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm (мой любимый сайт, но на нём нет нескольких очень известных художников 15-16 веков) или на http://smallbay.ru/article/history.html (очень хорошо систематизировано по направлениям искусства)

    3. Посещаем все изобразительные музеи города минимум 2 раза (часов по 6), потому что надо глубоко анализировать картины, видить их "вживую" и обновлять их в памяти

    4. Желательно обсуждать альбомы живописи с человеком, знающим живопись и историю искусства

    5. Важно понимать историю искусства и все направления живописи, соотносить картины данной эпохи с устремлениями и сознанием их современников. Нужно поймать нить событий в эволюции живописи. Это поможет запоминать картины и будет более продуктивной подготовкой для будущей творческой работы

    6. Перед тем, как начать изучение самих картин, я бы советовал прочитать краткую историю развития живописи (особенно русской). Самое сложное – это ощущение бесконечности материала. Важно для себя разбить живопись на определенные жанры, эпохи и направления. Когда вы увидите начало и конец, сразу станет легче

    7. Используйте раздел нашего сайта "Лучшие картины мира". Для первого ознакомления можно просмотреть все 250 картин, а потом скачать архив. Открываете в архиве случайную картину, вспоминаете художника и название картины. Дополняйте данный архив нужными вам картинами. Например, при поступлении во ВГИК, у некоторых мастеров надо большой упор делать на классические портреты известных людей

    8. Нужно много времени и терпения, а главное систематического повторения

    ЗНАНИЕ ЖИВОПИСИ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ ВАШЕГО БУДУЩЕГО ТВОРЧЕСТВА!

    ФИЛЬМОГРАФИИ

    Незнание фильмографий любимых операторов и режиссеров сыграло злую шутку у многих поступающих. Проблема в том, что учишь, но всё быстро забывается, а если прибавить экзаменационное волнение, то всё и вовсе вылетает из головы. Это единственный раздел в подготовке, где реально надо «тупо зубрить», чтобы даже при волнении всё оставалось в голове. Скачайте ЗДЕСЬ список фильмографий операторов и режиссеров. Что сможете, то учите. Добавляйте новых лиц. Чем чаще повторяете, тем быстрее учится. Выделите в списке своих любимых операторов и изучайте их в первую очередь.

    БИОГРАФИИ

    Но кроме знания фильмов, надо знать и особенности творчества операторов и режиссеров. Здесь надо читать биографии, кинокритику, общие статьи о кино, изучать историю кинематографа. Это необъятные просторы информации. Мало прочитать, надо ещё и понять, и запомнить, и уметь рассказать. Выделите для себя несколько любимых операторов и режиссеров, и знайте досконально их фильмы и особенности творчества, приёмы съемки, средства выразительности.

    При подготовке могут пригодиться:
    1. Биографии великих операторов
    2. Биографии великих режиссеров
    3. История отечественного, зарубежного, документального кинематографа
    4. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы. Лебедев
    5. А. Д. Головня - Мастерство кинооператора
    6. Другие книги и статьи

    ФИЛЬМЫ

    Но никак нельзя изучать историю кино без просмотра и анализа фильмов.
    Советы по изучения фильмов:

    1. Купить книги серии "100 великих": "Сто великих зарубежных фильмов", "Сто великих отечественных фильмов", "Сто великих режиссеров", например в интернет-магазине ozon.ru

    2. Смотреть фильмы из этих книг и читать информацию о них и их создателях

    3. Использовать разделы сайта для просмотра и скачивания этих фильмов (зарубежное, отечественное, документальное кино)

    4. Смотреть лучшие фильмы великих операторов из списков: отечественные кинооператоры, зарубежные кинооператоры, операторы документального кино, отечественные режиссеры, зарубежные режиссеры

    5. Изучать историю кино и рассматривать фильмы, как часть истории, как иллюстрацию определенного направления кино

    +Архив советского кино

     

    V. Литература

    Литература – это очередной «страшный» предмет. Как уже говорилось выше, я пришел к выводу: «Ненавидишь, потому что не знаешь». Оказывается литературу можно полюбить, если узнать её поближе. В литературе собран богатейший мировой жизненный опыт. И если вы даже не поступите в институт, верьте – эти знания точно пригодятся в жизни.

    Подготовиться к литературе РЕАЛЬНО, но, к сожалению,  это самое времезатратное занятие.

    Лучше пойти на профессиональные литературные курсы. Но если не хватает денег, то можно готовиться и самостоятельно.

    ПРОЗА

    С ужасом смотришь на бездонную бочку литературы и не знаешь с чего начать. А начнем с того, что скачаем списки необходимой литературы (устный экзамен, егэ - для егэ надо искать более расширенные списки). Здесь уже более определенно обозначены границы необходимой информации, но всё равно кажется, что произведений бесконечно много. Если прочитать краткую историю развития литературы и понять особенности литературных жанров и эпох, то литература уже не так страшна, так как мы начинаем видеть её начало и конец (необходимого уровня). Начать советую с книги Скубачевской «Литература. Универсальный справочник» (можно скачать). После прочтения полегчает, но эта книга невероятно сжата, и этих знаний совершенно недостаточно. Переходим к книге Красовского «Литература для поступающих в ВУЗЫ и подготовки к ЕГЭ». Здесь есть не все авторы, но критика более подробная. После обзора этих книг переходим к этапу прочтения всех произведений из списка обязательного чтения. Много и долго, но как говориться: «Надо, Федя, надо!» Самое важное в подготовке, особенно в ЕГЭ, знать текст произведений. Сначала читаем всё, что вообще не читали, а потом, если хватает время, повторяем, что ещё помним из школьной программы. И вот тексты прочитаны, приступаем к чтению критики. Обкладываемся книжками со всех сторон: 2 книги, упомянутые выше, сборники сочинений, ответы на билеты по литературе (скачать PDF DJVU), любая другая критика. Берем определенного автора и читаем о его произведениях во всех книжках. Начинаем писать конспекты. Когда весь список будет пройден и информация немного уляжется, через несколько месяцев возвращаемся к ней. Повторяем конспекты, продолжаем читать критику, запоминая подробности. И в конце повторяем конспекты перед самым экзаменом. Краткая схема:

    1. Читаем 2 обзорные книги
    2. Читаем литературу из списка обязательного чтения
    3. Читаем критику, пишем конспекты
    4. Повторяем конспекты, читаем критику
    5. Повторяем конспекты

    Это не правила подготовки. Это иллюстрация систематизации подготовки. У каждого она своя. Подготовка к ЕГЭ по литературе - это отдельная тема.

    ПОЭЗИЯ

    Но есть в литературе кроме прозы и поэзия. К подготовке надо прибавить изучение стихов. Создайте свой список или скачайте ЗДЕСЬ. Говорят, что можно обойтись без знания стихов, но я считаю, что хотя бы по 1-2 четверостишьям из тематических стихов автора надо знать, то есть иметь возможность привести примеры на самые распространённые литературные темы: любовная лирика, любовь к Родине, тема поэта и поэзии, философская лирика. Когда знаешь стих, сразу всплывает огромное количество информации об авторе и его особенностях. Знание стихов – это огромный плюс на экзамене.

    Схема подготовки похожа на прозу:
    1. На протяжении всей подготовки учим стихи (желательно по 3-4 у каждого поэта)
    2. Читаем 2 обзорные книги
    3. Читаем критику и стихи авторов, делаем конспекты, деля творчество поэтов на 3-4 основные темы (так легче запомнить)
    4. Повторяем конспекты, критику и стихотворения

    Знание стихов – половина успеха.

     

    VII. Фото портфолио (фото практика)

    Советы:
    * Внимательно читайте правила создания и оформления портфолио
    * Делайте больше горизонтальных кадров (кино формат)
    * Делайте упор на жанры портрет, жанровая фотография и натюрморт
    * Во ВГИКе не любят лоск и гламур. Больше обращайте свой взгляд на внутренний мир портретируемого
    * Желательно уделить много внимания качеству оформления работ. Чистота, хорошее ровное паспарту, качественно напечатанные фотографии, аккуратно наклеенные. Желательно фотографии положить в специальную сумку (красивую, но строгую) и сделать подпись на сумке: «Пупкин А.А. кинооператорский факультет»
    * Фотографии подписываем с обратной стороны ФИО полностью
    * Наклеивать можно клеем-распылителем UHU. Стоит рублей 800 (зато ровно и аккуратно). При бюджетном варианте можно использовать двухсторонний скотч
    * Не приносите портфолио во ВГИК в последние 2-3 дня срока (народу будет тьма)

    ПРИ ЛЮБЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКЗАМЕНОВ ПОДГОТОВКА К ПОСТУПЛЕНИЮ НА ОПЕРАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПОДНИМЕТ ВАШ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ И ПОМОЖЕТ РАЗВИТЬ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ И КАК ПРОФЕССИОНАЛА

     

    ЭКЗАМЕНЫ

    I. Фотосъемка

    Про экзамены написано на сайте ВГИКа. Про техническую часть вам всё расскажут на консультации. Перед съемками важно уже отработать потрет, гипс и натюрморт. Знать, как ляжет свет, какая будет схема освещения, как будет стоять натюрморт (предметы для натюрморта приносим с собой на экзамен). Останется только воспроизвести это на экзамене.

    Самое главное на экзамене по фотосъемке не впадать в ступор, при ощущениях, что ты что-то не знаешь или что-то не получается. Это как рабочие ответственные дни. Вы просто должны выполнить сложную работу: главное делать и не останавливаться. Переживания только отнимут силы. Переживать будем после. Экзамен самый трудный: и физически, и морально. Длительность около 9 часов. Надо правильно рассчитать силы. Давать отдых на 5-10 минут во время съемки в павильоне и хорошо отдохнуть между съемками в павильоне и натуре. Обязательно берем еду, лучше что-то сладкое. Музыка в павильоне, я считаю, святая необходимость, так как с ней меньше устаешь. Желательно с собой принести всю нужную технику, как говориться: «Родная зубная щетка лучше общественной». Кроме фотоаппаратов (пленочный и цифровой) берем штатив, экспонометр, отражатель, рассеиватели, прищепки, бачок для проявки и другую необходимую технику. В павильоне есть свои штатив и рассеиватели, но своё всегда лучше.

    Куда идти снимать на натуре - сложный вопрос. Я бы ответил: «Туда, где больше людей». Можно заранее обойти интересные людные места, присмотреть интересные планы и кадры. Главное – жанровая съемка. Используйте постановку, где пригодятся навыки общения с людьми. Постановочный жанр не всегда естественен, но намного ускоряет съемку, что просто необходимо на экзамене.

    Вечером проявка. Вам выдают разведенный проявитель и фиксаж в бутылках. Всегда стойте рядом с проявляющейся пленкой, как вкопанные. Могут даже не специально, а чисто случайно перепутать бочки и засветить вам пленку. Будьте очень внимательны – не спутайте фиксаж и проявитель. Во время сушки протирайте только неэмульсионную сторону, чтобы не поцарапать пленку. Правильная сушка и удаление капель тоже очень важны для получения чистых аккуратных фотографий.

    2 плёнки выдают на целый день (и на павильон, и на натуру)!!!

     

     

    II. Фото теория и физика

    III. Собеседование

    Советы:
    • Оденьтесь аккуратно и официально
    • Используйте одно правило (оно работает на ура!): «Говорите не останавливаясь, чтобы вас останавливали». Правда, для этого надо знать, что говорить.
    • Ведите себя естественно, никто не любит фальши. Не слишком улыбайтесь, не слишком грустите, не опускайте голову. Говорите громко и четко. Перед вами сидят не черти, а обычные люди
    • Иногда комиссия специально создает вам стрессовую ситуацию и смотрит на вашу реакцию. Ни в коем случае не расстраивайтесь при неправильном ответе или строгом замечании. Будьте позитивны (хотя это сложно), старайтесь показать свои сильные стороны
    • Точно знайте ответы на вопросы: «Почему вы выбрали данную профессию?», «Какие фильмы вы любите?», «Какой ваш любимый оператор или режиссер?», «Ваше любимое литературное произведение»
    • Не бросайте слов на ветер. Любое ваше высказывание будет проверено. Сказали, что изучали стихи - вас их спросят, сказали, что любите Тарковского – будьте любезны расскажите какие фильмы он снимал, с какими операторами работал, каких подходов к материалу придерживался.
    • Внимательно следите за тем, что говорите. Разговор движется по смысловой цепочке и часто главный направляющий – это вы. Главное, чтобы цепочка пошла выгодно для вас. Если вы случайно сказали: «Агранович любил архитектора Гауди», - будьте уверены, что вас спросят, а какие здания создал Гауди?
    • Вас могут провести по темам: живопись (показ картинок), знание биографий и фильмографий, литературные произведения, архитекторы, победители последних кино премий, фотографы и другое.

    Данная статья – это выработанная методика подготовки к поступлению. У каждого вырабатывается своя система подготовки. Цель статьи – только немного подтолкнуть, чуть направить, ускорить процесс познания профессии. Автор статьи ни на что не претендует и сам является начинающим, так что предлагаю перевести продолжение статьи в обсуждение. Может вы с чем-то не согласны, может вы что-то хотите добавить, у вас есть какие-то вопросы – пишите в КОММЕНТАРИЯХ. Удачи себе и ВАМ!

    Предлагаю ещё одну статью: 

    Студентка ВГИКа Мария: советы при поступлении во ВГИК

    Для всех абитуриентов, не зависимо от пола и возраста, социального статуса и материального положения, необходимо твердо четко ответить себе на главный вопрос: зачем вы поступаете во ВГИК, почему выбираете данную профессию, как собираетесь работать дальше. 


    Стоит обратить внимание на данную проблему девушкам, так как всем известен факт, что профессия эта сугубо мужская, тяжелая, требующая от кандидата высокой сообразительности, выносливости, налагает колоссальную ответственность за весь кинематографический процесс.

    Особое внимание приемной комиссией будет уделено именно этой проблеме, поэтому ответ на этот и возможные похожие вопросы вы должны тщательно продумать.

    Теперь более подробно о непосредственном процессе поступления. Как известно из требований для поступающих, для допуска к основным экзаменам абитуриент должен прислать комплект вступительных фоторабот, на основании которых он проходит или не проходит творческий конкурс. Надо заметить, что согласно новым требованиям, не менее 50% работ должно быть выполнено черно-белую негативную пленку, а все остальные – на цветн. Пленку, слайд или цифру.

    Стоит сделать упор на репортаж, жанр, а также на студийный портрет. Помните, что ВГИК, это прежде всего классическая школа кинематографического искусства, и не стоит присылать туда излишне гламурные, «отфотошопленные» картинки: не любят они этого. Сидящие в приемной комиссии профессора «старой закалки», да и наверняка сам мастер, не воспримут одобрительно подобное творчество: как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не приходят.

    Желательно работы оформить красиво, аккуратно, согласно требованиям, указанным в памятке. Это не обязательно, но желательно для исключения потом лишних поводов для придирок. 


    К комплекту нужно написать автобиографию. Учтите, что ее будут внимательно читать профессора на экзамене и мастер на собеседовании, поэтому не пишите слишком объемный труд, тем более молодым людям: в противном случае это просто разозлит читающих и осложнит ваше положение. Не пишите о «скользких» и спорных вопросах, неоднозначных и резких высказываний тоже не делайте. Особое внимание уделите выбору профессии, путях, приведших вас к ней. Напишите коротко, емко, чтобы это было легко и интересно читать. А самое главное, постарайтесь передать ваш искренний интерес и желание заниматься этим делом.

    По возможности, относите работы не в самый последний день, так как на операторском факультете ВГИКа не очень хорошо относятся к непунктуальным и необязательным людям.

    Если вы прошли творческий конкурс, то дальше вас ждет основная тропа экзаменов, самый сложный и напряженный момент.

    Первым вашим заданием будет практика: на выданную маркированную пленку института нужно отснять следующее.

    Павильон: гипсовый этюд; натюрморт; портрет.

    На это задание отводят 4 часа. Сразу после этого вам за 4 часа нужно отснять на натуре тематический или событийный фоторепортаж, жанровые зарисовки, городские зарисовки. После всего этого вы сразу должны вернуться во ВГИК и проявить пленки, высушить и сдать под расписку обратно.

    Теперь поподробнее обо всем вышеперечисленном: все, что надо делать в павильоне, а точнее натюрморт, портрет, гипс, все это заранее должно быть вами продумано, отснято неоднократно, отточена каждая схема света. Также найдите себе подходящую модель для портрета, договоритесь с ней заранее.
    Все материалы для натюрморта вы должны принести свои, и желательно, найти человека, который потом все это унесет. На гипсе потренироваться будет гораздо сложнее, но найти выходпри желании тоже возможно.

    Окончив съемку в павильоне, вы идете на натуру. Многие рекомендуют и советуют при выборе натуры и места идти на ВДНХ, так как там много чего интересного, яркого, а также это ближайшая ко ВГИКу станция метро. Время, данное вам на съемки, потратится не на езду в транспорте, а на поиск момента, интересного и живого репортажа.

    К этим вопросам нужно очень серьезно подготовиться, так как эти работы будут тщательно разобраны комиссией, и в случае сильного отличия их от вашего вступительного комплекта, возникнут вопросы и сильно занижена оценка.

    Мало того, что на собеседовании ставится за практику отдельная оценка (по 10 балльной системе), все это еще и учитывается при экзамене на основах фотографии. Правда, они разбирают эти работы только с технической точки зрения, в отличии от собеседования, где нужно будет объяснять композицию и световое решение каждой работы, ваш замысел и идею относительно их.

    После съемки на натуре вы должны вернуться во ВГИК и проявить обе пленки. Вам выдадут проявитель и фиксаж, дают бачек (если есть свой, то лучше взять свой), дают градусник, и вы всей группой теснитесь и по очереди проявляете свои негативы.Сдесь стоит быть «на чику», чтобы конкуренты согруппники, пока вы отвернетесь, не вскрыли ваш бачек, не налили фиксажа в проявитель, и т. д.

    Конкуренция будет приследовать вас весь период поступления, расслабляться непозволительно.

    Проявив и высушив пленки, их сдаете под роспись лаборанту, после чего на следующий день приходите печатать.

    Естественно, в печатной комнате вас не будут ждать увеличители типа «Дурст», на них не будут надеты самые лучшие объективы, да и в плане места там тоже особо «не развернешься». Также и с выбором и количеством выдаваемой вам бумаги6 на печать выдают 4 часа, за которые нужно постараться максимально качественно напечатать лучшие снимки, среди которых должны быть: один натюрморт (если качественные, то можно и два, но разных), один гипс, два портрета, желательно с разными схемами света, три-четыре репортажных снимка, наиболее выразительных, а главное, отображающих суть задания.

    Бумагу можно принести свою, любую, это немного облегчает вашу задачу, однако если попадется самый плохой увеличитель, если негативы некачественно проявлены или проэкспонированы, то бумагой положение не спасешь. 

    (С 2010 года пленки можно сдавать на печать в профессиональную фото лабораторию. Так делают 95% абитуриентов. Это более надежный способ, но требует более правильной экспозиции и интервала яркостей. Абитуриент имеет право подать заявления, чтобы печатать самостоятельно в лаборатории ВГИКа. Здесь появляются возможности делать необходимые коррекции при печати фотографии)

    После печати фотографии глянцуют, кадрируют, подписывают и также сдают.
    В следующий раз вас будут с нетерпением ждать к себе на прием на экзамен по основам фотографии добрейшая приемная комиссия.

    Это сложнейший экзамен, требующий серьезной подготовки и глубоких знаний во всех сферах фотографии и физики. Приблизительный список вопросов из билетов можно получить во ВГИКе незадолго до начала творческого конкурса, однако нужно быть в курсе всего фотогрфического процесса полностью. Будут как общие вопросы по теории и истории фоторафии, фотографическим процессам и материалам, техники съемки и освещения, особенности и тонкости того или иного вида съемок, вопросы по оптике, объективам, строению и устройству фотоаппарата, а также по физике на основе всей школьной программы (разделы: элекктричество, свет, оптика). В билетах обычно по три вопроса: первый общий, второй по технике съемки или фотопроцессам, последний по физике.

    В процессе вашего ответа комиссия (обычно не менее четырех человек) будет читать ваши биографию, смотреть оба комплекта, просматривать негативы, и воббще внимательно за вами следить. Заданы будут самые разные вопросы, каверзные, с целью проверить вашу реакцию и сообразительность, умение выкрутиться из сложной ситуации.

    Если вдруг во время ответа вы что-то забыли, или вовсе не знаете, то лучше всего об этом на прямую не говорить, а постараться «увести» тему в нужное вам направление. Как правило, прямая сдача позиций к хорошему результату и положительному восприятию у комиссии не вызовет. Говорите развернуто, охватывая всю тему полностью.

    Решение по поводу оценки складывается коллективно комиссией, после ответов всех абитурриентов.

    Большое влияние на оценку окажет комплект, выполненный на первом экзамене: на этом этапе комиссия будет придираться только к технической стороне ваших работ, с точки зрения правильной и грамотной проявки и промывки негативов, экспозиционных особенностей съемки, качеству и умению печати и т.д. Все здесь будет играть роль, а положительная она или отрицательная, будет зависеть от вас и от уровня вашей подготовки.

    Пройдя этот тур, абитуриент выходит на финишную прямую, где его ждет самое трудное испытание: собеседование с будующим мастером (или не будующим). Как правило, промежуток между экзаменом по основам фотографии и собеседованием составляет порядка недели или пяти дней. За это время вам предстоит «с ног до головы» подготовиться (морально прежде всего) к этому нелегкому разговору.

    Проходить собеседование будет следующим образом: на стене перед кабинетом висит список, где ваша группа будет представлена по номерам и фамилиям. Так, по очереди, и будут вызывать «на расстрел». В комиссии будут мастера, набирающие курс, и секретарь. Перед ними лежат оба ваших комплекта, биография, негативы, результаты предыдущего экзамена, а также несколько альбомов по искусству.

    Чем страшен и коварен этот экзамен, так это тем, что вопросы вам будут заданы совершенно неожиданные, без связи, каждому абитуриенту индивидуально.

    Что я могу сказать абсолютно точно и справедливо ко всем: будут разбирать комплекты, спрашивать прямо или косвенно, почему вы выбрали именно эту профессию и как в дальнейшем представляете себе в этой работе, практически всегда спрашивают про операторов, как современных, так и «классиков» отечественного и зарубежного кинематографа. Важно при этом «мочь ответить за свои слова»: если говорите о каком либо конкретном операторе, то должны о нем все досканально знать, знать с кем он работал, какие фильмы снял, факты из его биографии, характерные черты его творчества. Старайтесь говорить о тех, о ком глубоко и хорошо знаете, иначе в противном случае вас обязательно завалят.

    Знайте и помните: мастер, не важно какой, имеет за плечами огромный жизненный, преподавательский и рекрутерский опыт, лучше многих психологов разбирающийся в тонкостях человеческого характера, поведения, реакциях на то или иное раздражение, поэтому не стоит сомневаться, что он увидит насквозь то, что вы порой сами не видите и не контролируете в себе. Сразу увидит ваши истинные знания, устремления, почувствует на энергетическом уровне вашу уверенность или неуверенность, искренность или фальшь. Обмануть их практически не возможно.

    Крайне важен тут фактор настроя: если быть слишком спокойным и пассивным, неуверенным в в себе и ответах, не достаточно убедительным, то не примут, даже если отвечать идеально правильно на все их вопросы и без запинок. Помните, что мастер набирает себе группу, которая должна составлять в будующем единое целое разных и схожих между собой людей. Выбор этот не всегда оъективен. Существует также фактор личной неприязни мастера к тому или иному абитуриенту: вы можете тупо не понравиться ему. Здесь очень много факторов, в каждом случае разных, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на ваше поступление.

    Тем не менее, готовиться нужно самым тщательным образом, не упуская из внимания ни одной детали, стараться быть компетентным во всех вопросах кино, фотографии, искусства, литературы, истории, культурной жизни сегодня, уметь четко и убедительно обосновывать свои мысли и позиции, уметь креативно и оригинально мыслить, обладать хорошей смекалкой и быстрой реакцией, мочь сообразить и выкрутиться как в сложных технических, так и житейских вопросах, безусловно обладать хорошими теоретическими и практическими знаниями и навыками. Вот тогда, при наличии вышеперечисленного, при счастливом стечении обстоятельств (а уж судьба имеет тут не последнее значение), вам удасца успешно пройти все испытания и поступить.

    В качестве заключения хочу особо отметить, что данные советы не являются применительными ко всем случаям: каждый год этот процесс происходит по-разному, и то, что было справедливо в тот раз, в этот уже потеряет свою актуальность. Описанное выше является сугубо моим личным восприятием, прошедшим через мое отношение к каким либо вещам, а также отношения ко мне других, поэтому нельзя принимать на веру все приведенное и сказанное тут, это не свод постулатов. Этот путь у каждого свой, и выглядеть он у каждого будет иначе.

    Одно могу сказать всем с уверенностью: готовьтесь как следует, не жалейте сил на практику и самосовершенствование, побольше читайте и интересуйтесь искренне, тогда все обязательно получится! Удачи!!!

    +Источник информации

    +Группа в контакте "В помощь поступающим на кинооператорский факультет ВГИКа"

    +Полезные ссылки

    Категория: Подготовка во ВГИК: помощь и советы | Автор:
    Просмотров: 51106 | Комментарии: 4
    Всего комментариев: 4
    4  
    Как принимают иностранных абитурентов во ВГИК

    3  
    Официально преимуществ нет, но если вы победитель конкурсов, то фотографии у вас соответствующе хорошие должны быть в портфолио, а это и есть преимущество. Про победы в конкурсах надо прописать в автобиографии, есть шанс, что мастера это с вами обсудят на мастерстве, а это плюс.

    2  
    Шикарно все расписано! Спасибо и респект)

    1  
    :)


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Подготовка во ВГИК: помощь и советы [2]
    Поступление на кинооператорский факультет ВГИКа: помощь и советы



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz