Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО » Режиссура

    Реферат по мастерству документального кино

    Реферат по мастерству документального кино. Фильм Павла Лозинского "Такая история": драматургия, монтажное, художественное решение, операторская и режиссерская работа.

    режиссер лозинский, фильм такая история, польское документальное киноМне очень понравился фильм Павла Лозинского польского режиссера документалиста «Такая история». Я никогда не думал, что обычная жизнь обычного о человека с внешне обычным преподнесением видео материала может быть настолько интересна зрителю. А ведь, если поверхностно просмотреть материал, то можно почувствовать обычную домашнюю хроникальную съемку. Но не все так просто. Я хочу разобраться, за счет чего этот фильм остался у меня в душе и был популярным на многих кинофестивалях Европы.

    Во, первых, о названии. Только в середине фильма мы слышим от одного героя фразу «Вот такая история». Это фраза, которую он повторяет раз за разом во время фильма. Герои фильма рассказывают истории из своей жизни, вспоминают свое прошлое, да и сама жизнь, которую мы видим, простая и бытовая, тоже превращается в одну из таких историй. Но историей она будет уже не для героев фильма, а для нас - зрителей. Я считаю, выбрано очень удачное название для фильма.

    В фильме есть два главных героя. Один, обычный мужик 55 лет. У него больные почки, и поэтому подорвано здоровье. Характер очень противоречивый. С одной стороны он грубый (любит выражаться, может накричать, чувствуется черствость), а с другой стороны в нем иногда проявляются мягкие черты. Это особенно заметно в сцене с собакой, когда он то сгоняет ее с кровати, то опять прижимает к себе и говорит, что хочет согреть ее.

    В этом человеке чувствуется лень, медлительность, отяжеленность, в большей степени связанная с его болезнью, но может и с его темпераментом.

    Рядом с ним проживает сосед, второй герой фильма. Ему за 80 лет, но мы видим, что он полон энергии, заряжен на деятельность, делится со всеми окружающими позитивом – совсем другой темперамент, хотя возраст уже большой. Автор решил строить композицию фильма на контрасте двух героев. С первого взгляда – это очень примитивно, но во время фильма понимаешь, что все гораздо глубже, ведь герои взаимодействуют, и у них есть много общего, они переживают друг за друга. Каждый из них вносит свое лепту в идею фильма.

    КОМПОЗИЦИЯ,  СКВОЗНЫЕ ЛИНИИ фильма, ДЕТАЛИ

    Хочется разобраться в композиционной конструкции фильма. Почему автор выбрал именно этот материал, почему в такой последовательности.

    Я понял, что этот фильм, как и игровой имеет драматургическую арку. Давайте разберем подробнее.

    Фильм начинается с того, как автор-режиссер, ждет своего героя у подъезда и снимает сам себя в зеркале. Автор специально заявляет себя в фильме, потому что является активным его участником. Автор – один из героев. Он тоже житель этого двора. Стоит заметить, что этот кадр был снят в самом конце специально для данной функции.

    Мы видим общий план двора. Этот план мы будем видеть несколько раз в фильме в разные времена года. То есть сюжет объединяет место действия – двор.

    Во двор выходит гулять сосед главного героя. Они на скамейке начинают обсуждать жизнь. В этом диалоге поднимаются основные темы фильма: старость, приближение смерти, воспоминания молодости. Это является ЗАВЯЗКОЙ фильма.

    В этом разговоре есть очень важная история о грибах. Сосед хвастается, как собирал с женой огромные грибы в огромных количествах. Изначально, нам кажется это байками. Старики же любят хвалиться. Но в конце фильма, мы находим подтверждение данного факта – сосед показывает автору киносъемку со сбора грибов. Мы своими глазами видим его молодого, его еще живую жену, и огромные грибы. Эта важная история и деталь объединяет несколько сквозных линий фильма и создает кольцевую композицию.

    Каждый фильм имеет так называемые СКВОЗНЫЕ ЛИНИИ. Это определенные темы, детали, герои, которые присутствуют на протяжении всего фильма, и скрепляют таким образом сюжет, направляют его, делают целостным фильм. Но каждая такая линия должна быть обоснованной, нужной, информативной и законченной. Очень частая ошибка - выстраивание второстепенных линий фильма и не завершения их в конце. Образно, мы навязываем клубок различных сюжетных линий, а в конце его не распутываем. Зритель не видит разрешения многих вопросов, которые были заявлены в фильме. Здесь же, по-моему, эти линии очень четко простроены и завершены.

    Одна из главных линий фильма – это собака главного героя по кличке Жаба. Она присутствует практически всегда и играет огромную роль в раскрытии характера главного героя.

    Действие происходит в нескольких локациях: двор, квартира (комната и кухня), улица. Каждая сцена добавляет нам новую информацию о героях.

    Сосед рассказывает о своей жене, как он ее любил. Он работал по 17 часов в день – это нормально, плохо лишь, что нет его любимой. Он говорит, что «каждое утро я здороваюсь с ней». Все в фильме пронизано рассказами, подробностями. Интересно то, что передано в короткой истории и с эмоциями, а не просто как информация.

    Жена моет героя. Диалог «Ну давай, ребеночка мой» - «Какой ты ребеночек? Старого хрыча, а не ребеночка». Юмор украшает фильм, делает его более документальным, за счет непосредственных диалогов и высказываний. Мы чувствуем отношение близких людей друг к другу.

    Главный герой спит после выпивки. Мы слышим «О боже, о господи». Он просыпается, собака пытается запрыгнуть на кровать. Это очень мило и забавно. Герой то ругается на Жабку, что она улеглась на него, то начинает ее греть, прижимая к себе. Это раскрывает противоречивость героя.

    Герой пытается найти своего друга, бывшего шофера. «Бабушка» по домофону говорит, что тот «в рейсе», а на самом деле пошел рыться в помойке. Это тонкая ирония, граничащая с грустью – важная деталь фильма. Шофер, в последствие, говорит: «Никогда не думал, что буду крутить баранку 40 лет, а потом рыться в помойках».

    А с каким ожесточением и бурностью высказываний герой пытается застать большой «красивый турецкий ковер» на помойке. Но, увы, его уже унесли. Каково же искреннее разочарование.

    Такова жизнь наших героев. Самое интересное, что не вызывает отторжения тема «скудной жизни». Все равно герои нам близки и милы, даже в этих примитивных поступках. В них своя жизнь.

    Все сцены смонтированы в определенной последовательности, и почти всегда закономерно и сюжетно. Выпили – спит. С женой сходили на помойку – жена его моет. Герой вспоминает близких – сосед смотрит кадры из прошлого. Все эти эпизоды снимались совсем в разное время, но их поставили рядом, чтобы была сюжетная связь.

    Жабка рожает. Погибает самый красивый щенок. Это преддверие смерти героя. Мы слышим разочарование: «Если бы он был живой,  я бы его оставил». Собачка всегда рядом с хозяином. Она так же верна ему, как и его жена. Самое страшное, что Жабка переживет своего хозяина.

    Вновь мы видим позитивного соседа. Он стрижет главного героя и вспоминает, как когда-то сушил волосы одной важной госпоже и его обвинили в том, что он засмотрелся на декольте. И говорит: «Вот такая история». Интересная деталь, когда сосед замечает у главного героя: «Почему ты все время лохматый? Ты бы хотя бы волосы зачесал назад как я». Я думаю, в этой фразе, сущность характеров двух героев. И как важно было это заснять и поместить в фильм.

    В этом фильме можно наблюдать и развитие сюжета. Мы постепенно узнаем новые подробности о главном герое. Сначала для нас он просто агрессивный грубиян, но потом мы видим его нежность, видим как он пытается чисто и опрятно одеться на праздник, он посещает церковь, он восхищается цветущими деревьями и пением птиц, он вспоминает родных… У него четверо детей! И все его забыли. «У них машина есть, но дорогу ко мне они уже забыли», - говорит он. Автор фильма предлагает ему навестить их, но он отказывается. Мне кажется, надо быть очень сильным духом, чтобы так спокойно это воспринимать. Он понимает, что уже ничего не значит для своих родственников и не хочет их тревожить.

    И вот эпизод, когда сосед смотрит кадры из хроникальной домашней киносъемки. Он видит свою жену, он ей восхищается. Видит грибы, и вновь ими хвастается. И это правда! Все, что он говорил. Показан конец просмотра. Пленка обрывается. Не случайно был добавлен этот момент.

    И потом потрясающее сравнение, бьющее по сознанию. Герой пытается настроить телевизор, но тот выдает лишь помехи. Идет сравнение: «Хех, работает прямо как мои почки». И мы долго видим этот телевизор на общем плане. Герой изо всех сил пытается добыть изображение жизни.

    Таким образом, нас подводят к кульминации. Мы видим, как луну застилает черная туча.

    Но герой в больнице. Без сознания. Рядом жена, просит его пока не умирать.

    Сосед на могиле. Задыхаясь, он все же кое-как пытается протереть могилку жены. И потом до-олго уходит, оборачиваясь много раз. Таким образом, как зритель поймет в дальнейшем, он прощается со зрителем. Важная деталь: сосед оставил на могиле пару орешков со словами: «Орешки для белочек от Анюсика моего». Он в сознании почти с ней.

    Вновь мы видим двор. Все живет той же жизнью. Но теперь зима. Начинается развязка.

    Герою вроде лучше. Вздох облегчения. Он идет с женой по улице. Рядом друг-шофер. Вдруг улетает шарик, и друг, чуть не попав под машину, рьяно пытается поймать этот шарик, объясняя: «Но шарик же жалко». Для меня этот кадр был откровением. Я его сравнил с тем, как люди цепляются за жизнь из последних сил, когда ум горит желаниями, а тело уже перестает слушаться.

    Вновь мы видим могилу жены соседа, но теперь с ней рядом и сосед. Они вновь вместе. Пронзительный портрет героя, смотрящего на могилу.

    И последняя сцена – новый год. Надо радоваться! Должна начаться новая жизнь! Новый год – это ожидание лучшего и обновленного! Но герой и его жена делятся скромными пожеланиями в своей простой маленькой комнате и чмокуются несколько раз. Салют, который вызывает скорей чувство тяжести и тревоги. Работает контраст, когда мы видим одно, и это подчеркивает противоположное чувство. Титр с вестью, что герой пережил соседа на пол года.

    Таким образом, выстроен сюжет. Есть завязка, перипетии, кульминация, развязка. Нет ничего лишнего. Все работает на сюжет. Все выстроено в строгой последовательности. Этого очень тяжело достичь в документальном кино, но это удалось сделать Павлу Лозинскому.

    ПОЧЕМУ ФИЛЬМ ИНТЕРЕСЕН

    Я хотел бы разобраться, почему мне интересно смотреть этот фильм.

    1. Темы старости и смерти, которые затрагивают практически любого человека
    2. Драматургическое развитие. Постепенное раскрытие характера главного героя
    3. Присутствие любви (сосед – жена, герой – жена, герой – собака, герой – друг-шофер)
    4. Противоречивость характера героя (зритель не любит идеальных героев без недостатков)
    5. Рассказ о сложностях жизни (многие понимают, что столкнуться с проблемой старости, понимают, что много людей живут также как герои)
    6. Юмор, забавные выражения и диалоги, простая речь (близкая зрителю)
    7. Ощущение достоверности за счет естественности поведения героев и преподнесения материала
    8. Много историй (про декольте, про собаку, позвавшую на помощь, про грибы)
    9. Много деталей («Я настолько расстроился, что не мог плакать на похоронах»)
    10. Искренность и умиление (особенно в отношениях собаки и героя – зрителям нравятся милые и умные животные)
    11. Правильно отобраны герои (каждый герой нужен в фильме, их немного, каждый очень запоминающийся)
    12. Лиризм (сцена, как герои обсуждают красивое пение птички)

     

    РЕЖИССЕРСКАЯ и ОПЕРАТОРСКАЯ работа

    Я считаю, что фильм снят очень профессионально. С одной стороны, документальная съемка, ручной камерой, с другой – важный отбор материала во время съемки. Камера схватывает только самую суть, не дергается, не мечется, запечатлевает и общие и крупные планы в одной сцене. Съемка ведется очень монтажно и продумано. Иногда создается впечатление, что снимают с нескольких камер. Автор не боится быстро перебрасывать камеру с крупного плана одного героя на другого. 

    Автор умеет разговорить своих героев, расположить к себе, или же правильно их найти. Герои привыкают к камере и ведут себя очень естественно. Автор задает простые, но важные направляющие вопросы. Единственное, иногда по интонации голоса автора, кажется, что ему неприятно это слышать или он чем-то не доволен.

    Автор снимает человека разнообразно, в разных обстоятельствах. Иногда, может быть, эти обстоятельства организует.

    Чувствуется, что на герое всегда висит петличный микрофон. Он часто сковывает действие человека, но здесь все в порядке. Мы всегда хорошо слышим голос.

     

     ВЫВОДЫ

    Я попытался найти причины, по которым мне так понравился этот фильм. Для этого я рассмотрел его композицию, его содержание, режиссерскую и операторскую работу.

    Весь фильм пронизан хроникальностью, реальностью происходящего. Я верю всему, что происходит. Иногда я чувствую, что я нахожусь там. Это мой двор, мои соседи. Удивительно, но при таком содержании фильма, я все равно каждой своей клеточкой чувствую доброту. Это огромная заслуга автора фильма Лозинского Павла. Спасибо ему за это!

    Автор сайта Салаев Михаил

    Категория: Режиссура | Автор: Салаев Михаил
    Просмотров: 4599
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Теория кино [16]
    Прочие статьи и информация по теории кино
    Режиссура [27]
    Теория и статьи по режиссуре
    Операторское мастерство [26]
    Теория и статьи по операторов
    Критика фильмов [6]
    Статьи о фильмах
    История кино [12]
    Воспоминания о прошлом, история документального кино
    Монтаж [5]
    Теория и статьи по монтажу



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz