Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО » Режиссура

    Творческие и технические задачи фильма

    Творческие и технические задачи игрового фильма

    За основу данной статьи взят отчет по кинокомпозиции №1. Здесь идет описание этапов производства данного фильма и разбор ошибок: творческих и технических. Может быть интересно для начинающих кинематографистов.

    ФИЛЬМ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

    Связь между настоящим и прошлым лежит через... (13 мин, 2013 г.)
    Режиссер: Илютин Сергей
    Оператор-постановщик: Салаев Михаил
    Художник-постановщик: Кавешникова Анастасия
    Роли исполняют: Зверяко Александр, Сицкая Юлия


    Первый этап создания игрового кино - это идея фильма и создание литературного сценария.

    Литературный сценарий

       Тёмная комната. Всюду дым от сигарет. Все стены полностью обклеены мрачными плакатами различных рок групп. Из тёмных заляпанных штор, в квартиру очень слабо пробивается тусклый свет. Вся комната завалена бутылками от водки. Из магнитофона громко звучит тяжёлая музыка. Грязная кровать.

       На полу, возле кровати, сидит мужчина (лет 30 на вид). Его волосы растрёпаны, впалые глаза. Он тяжело дышит и качается телом вперёд-назад. Действия нервны. Одной рукой он треплет за воротник свою грязной футболки, а другой тяжело сжимает трубку домашнего телефона. Гудки. Ответа нет. Сбрасывает, нервно набирает следующий номер. Снова нет ответа. Набирает «03» ответа нет. Бросает в сторону телефон. Тяжёлой рукой он поднимает с пола бутылку из-под водки. Смотрит – в бутылке пусто.  Смотрит в другую бутылку, тоже ничего нет. Его руки тяжело валятся вниз. Он облокачивается на стену, тяжело дышит. Делает попытку встать. С трудом поднимается, но тут же валится на кровать. Рукой тянется в заваленный письменный стол. Сбивая стакан воды, что-то ищет. Находит пустую пачку таблеток. Ворочается на кровати, тяжело дыша, наконец, успокаивается. Слышна только рок музыка.

       Вдруг, громкую музыку пронзает женский голос, напивающий какой-то простой, добрый мотив. Мужчина испуганно дёргается. Он резко встаёт с кровати. Смотрит с испугом на подушку, как будто голос прозвучал из подушки. Женское пение продолжается. Он берёт подушку и с ужасом её откидывает. Под подушкой ничего нет. Женский голос тоже пропал. Мужчина, исследуя, приподнимает простынь, под которой тоже ничего нет. Держа подушку в одной руке, он опускает голову под кровать. Под кроватью помимо грязи и бутылок тоже ничего нет. Он, с одышкой, садится на кровать. Берёт в руки старую светлую вазу, на которой нарисована какая-то рожа. Слушает её. Ничего не слышит.

       Снова женский голос. Он, ошарашено, смотрит на огромный чёрный шкаф с приоткрытой дверью. Женский голос продолжает напевать. Мужчина, проглотив комок в горле, приподнимается с постели и, настороженно, идёт к шкафу. Держа сосредоточено подушку в руке, он медленно открывает дверь шкафа. Женский голос снова замолкает. В шкафу, помимо носков на металлических вешалках и кожаной куртки, куча пакетов. Кидая подушку на кровать, ковыряется в шкафу. Выгребает из шкафа пакеты. Ничего не найдя, он захлопывает дверь шкафа. Очень внимательно осматривает комнату.

       Вдруг через тусклый свет занавески быстро пробегает какой-то маленький силуэт. Снова голос поющей женщины. Пауза. Мужчина плавно опускается и выключает музыку на магнитофоне. Медленно, чуть ли не на цыпочках, идёт к окну. Пауза. Резко дёргает штору. Свет сильно бьёт ему по глазам. Он закрывает глаза рукой. Смотрит. Никого нет. Женский голос снова пропал. В окне, кроме белого света ничего не видно. За окном решётка. Оконная рама заклеена бумажным скотчем (как обычно клеят при зимнем сквозняке). Герой обращает внимание на горшок с высохшим цветком, в который, очевидно, тушили сигареты. Поднимает горшок, смотрит на него, прислушивается к нему. Ничего не слышно. Переворачивает его вверх ногами, высыпает землю из него на пол. Смотрит в пустой горшок. Ничего нет. В ярости бросает горшок в одну из стен.

       В месте, куда попал горшок, содрался и отклеился один плакат. Снова появляется нарастающий женский голос. Пауза. Темп нашего героя плавно меняется. Он, с заинтересованностью, подходит к стене, где отодрался плакат и вглядывается в освободившийся от плаката кусок светлых обоев. На светлых обоях нарисован детской рукой глаз. Герой, с крайней заинтересованностью смотрит на обои и плавно пальцем отклеивает от стены ещё один плакат. Второй плакат падает и из под него видны обои на которых нарисован второй глаз.

       Герой смотрит в глаза. Глаза смотрят на него. Женский голос в его ушах продолжает напевать. Мужчина, набирая темп, срывает ещё один, и третий и четвёртый плакаты. Под плакатами, появляются светлые, старые обои.

       Где-то за окном слышно пение птиц. Герой содрал все плакаты. Вся комната стала светлой и просторной. Мрачные плакаты валяются толстым слоем лежат на полу. Вместо них, на стенах светлые, заляпанные (ещё советских времён) жёлто-зелёные обои, перемешивающиеся с огрызками советских газет разных лет. А все сорванные плакаты валяются на полу тяжёлым слоем. Мужчина аккуратно идёт вдоль стены. Под его ногами шуршат мрачные плакаты. Он внимательно разглядывает стену, проводя по ней рукой. На стене, синей ручкой и карандашом, нарисованы детские рисунки. Написаны какие-то стихи, и слова. Где-то висят плакаты советских артистов, где-то открытки.

       Он доходит до окна. Возле окна висят, ещё чёрно-белые, старые, фотографии ребёнка, девушки с ребёнком, мужчины, семейная фотография, фотография ещё военных лет, улыбающийся солдат. Его взгляд останавливается на затёртой цветной фотографии, где в молодости изображён он с девушкой. Они, улыбаясь, обнимают друг друга. Он внимательно вглядывается в фотографии.

       Вдруг, сзади него слышится нарастающее шуршание. Герой, не поворачиваясь, насторожено слушает. Из-под плакатов вдруг поднимается та самая девушка, которую он увидел на фотографии. В её руках цветы. Она, довольная, поправляет домашний халат и, напевая тот же самый музыкальный мотив, (который слышал герой), подходит к захламлённому столу. Берёт вазу, на которой нарисована рожа. Смотрит вовнутрь вазы. Вытряхивает из неё окурки и говорит мужчине, крайне серьёзно «Ты дурак?». Кладёт вазу обратно, цветы рядом с вазой. Она мнёт подушку кровати, снимает постельное грязное бельё, складывает его, затем подходит к шкафу, открывает, перебирает там какие-то вещи. Герой обернулся и плавно пошёл в её сторону.

       Он стоит возле неё, разглядывая её со спины, пока она ковыряется в шкафу. Наконец, он касается её плеча рукой. Она медленно развернулась. Улыбается ему, он ей тоже. Она бросает в сторону вещи и медленно отходит от него. Он медленно идёт за ней. Она ускоряется и тихо смеётся, он тоже. Затевается игра: она бежит от него по комнате, он за ней. Она ускоряется и смеётся, он тоже. Наконец, он хватает её за руку и они вместе падают на пол и теряются в слое плакатов.

         Панорама по светлой комнате. Старые фотографии героя на разных стадиях его жизни. Слышен звук удара оконной рамы о стены. Камера поворачивается. Плакаты разлетаются по комнате, на кровати, без дыхания, лежит с приоткрытым ртом герой.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    кинокомпозиция №1 салаев михаил илютин сергей фильм возвращениеНа подготовительном периоде я еще раз убедился в необходимости тщательного продумывания всех деталей съемок: сценарий, режиссерский сценарий, операторская экспликация, раскадровка, пробы, обсуждения, подготовка помещения для съемок.

    Перед каждым съемочным днем мы делали пробы по монтажу. Были сняты черновые кадры сюжета и сразу смонтированы в монтажной программе. Монтаж первой части был наиболее сложным, и пробы помогли определиться в правильности динамики камеры, склейках, изменениях крупностей соседних кадров. Практически все переходы были придуманы и проверены до съемок.

    ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРОВОДИТЬ ПЕРЕД СЪЕМОЧНЫМ ПЕРИОДОМ ВИДЕО ПРОБЫ

    За несколько недель до съемки мы осмотрели квартиру и комнату. Мы определились, сколько обоев нам нужно купить, выбрали цвет, фактуру и плотность. Осмотрели мебель, оценили, нужно ли дополнительно что-то искать для интерьера. Расставив мебель, мы стали продумывать мизансцены сложных кадров. Все это минимизировало проблемы на съемочном периоде.

    ПЕРЕД СЪЕМКАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ И ПОДГОТОВЬТЕ ВСЕ ЛОКАЦИИ

    Сценарий обычно обдумывается длительный срок, бывает в течение года.  Тогда все укладывается в голове, прорабатываются все детали и варианты. У нас же был такой сценарий, который мы разрабатывали в течение года, но в последний момент мастера запретили его использовать. Пришлось на скорую руку придумывать нечто новое. Ограничение времени очень негативно сказалось на драматургии и сюжете.

    СЦЕНАРИЙ ОБДУМЫВАЙТЕ ЗАРАНЕЕ

    Впервые нам пришлось защищать заказанную нами кино технику. Пришлось доказывать важность наличия 4квт прибора дневного света, операторской тележки с рельсами и генератора на 8 квт. Это было очень сложно. Мы объясняли, что творческие задачи того или иного кадра или сцены, требуют данной техники, без которой нельзя обойтись, а данная сцена необходима для раскрытия сюжета. Я оценил, как оптимально надо продумывать список необходимой операторской техники. Надо понимать без чего обойтись нельзя и уметь доказать это, а также уметь найти наиболее простое техническое решение определенного кадра. 

    ВАЖНО МАКСИМАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛУЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

    Впервые мы работали с администратором фильма. Она очень помогла проекту. Только с ее подсказок мы смогли разобраться с огромным числом справок, заявок, документов, необходимых во время производства фильма. Она очень часто находила оригинальные решения многих проблем.

    АДМИНИСТАТОР ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМОК ФИЛЬМА

    Каждый участник фильма должен выполнять свою работу. Мы с режиссером после съемок поняли, что слишком много на себя брали организационных вопросов. Их должны решать администратор и продюсер. У нас оставалось меньше времени и сил на творческую подготовку фильма.  

    ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ФИЛЬМА ЗАНИМАЙТЕСЬ ТОЛЬКО ТЕМ, ЧТО ВХОДИТ В ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

     

    СЪЕМОЧНЫЙ ПЕРИОД

    Съемочный период – это реализация всего, что было задумано. Вся подготовка делалась ради этого периода.

    Я впервые оценил профессиональный съемочный процесс с полной комплектацией группы. Режиссер и оператор держат картинку фильма у себя в голове. Задача съемочного периода – перевести задуманное в картинку с помощью всех выданных вам средств. Здесь ты больше руководишь, организуешь процесс, раздаешь задачи всем членам съемочной группы, и решаешь множество мелких проблем, регулярно возникающих на съемочной площадке. Кроме дневной съемочной смены, у тебя появляется еще и ночная смена, когда ты продумаешь детально кадры следующего дня и делаешь черновой монтаж.

     

    ПОСТПРОДАКШН

    Никогда не думал, что «послесъемочный» период столь сложный и долгий. Кроме того, что происходит черновой монтаж фильма, необходимо заниматься звуковой дорожкой, перезаписывать синхронный звук, писать музыку и шумы, находить нужные мелодии, делать цветокоррекцию, стабилизацию изображения и окончательный монтаж фильма. Тончайшие нюансы цвета и контраста, громкости музыки и шумов, их сочетания, взаимодействия, работы всех выразительных средств на идею фильма, - все требует кропотливой работы. Чтобы получить окончательный, идеальный, прокатный вариант фильма, надо решить большое количество маленьких проблем. Множество коррекций и просмотров, недели монтажа, долгие обсуждения и критика, - сопровождают postproduction. Кроме технических коррекций, важны и драматургические, сюжетные коррекции. Шум слишком громкий и отвлекает, кадр слишком темный и не воспринимается второй план, данный монтаж не раскрывает то, что было задумано, кадр выбивается из ритма, - все требует решений.

    Я участвовал во всех этапах «послесъемочного» периода. Это позволило мне оценить всю цепочку этапов создания кино проекта.

    Монтаж и цветокоррекция делались в программе Adobe Premiere CS 5.5 с использованием плагинов Tint, Magic Bullet Colorista II и Looks. Настройки велись на цветовых кругах и кривой «level».

     

    КРИТИКА и ВЫВОДЫ

    кинокомпозиция №1 салаев михаил илютин сергей фильм возвращениеВ целом мне нравится фильм, который мы сделали. Изображение красивое, профессиональное, освещение эффектное, сюжет в меру необычен, в нем читается мысль, которую мы хотели с режиссером донести до зрителя, правда очень расплывчато и нечетко.  Темпоритм держит внимание, хотя некоторые зрители жалуются на неоправданную затянутость последней части фильма. Выразительные средства работают на цель произведения, но в некоторых местах недоработаны. Колористическое решение, контрасты, соотношения яркостей обоснованы сюжетом.

    Большинство зрителей смотрят фильм «на одном дыхании».  Для меня это очень важно. Отзывы по фильму часто затрагивают мысли, которые мы закладывали с сюжет и изображение, и это очень приятно. Но чаще всего фильм вызывает противоречивые эмоции и различное восприятие. Уходя от однозначности, мы слишком ушли от целостности сюжета и смысла повествования. Для кого-то это очередной фильм про наркомана, для кого-то просто эффектный ролик, для кого-то банальный сюжет. Выводы по концовке совершенно различные.

    Наш фильм можно назвать «фильмом-состоянием».  Здесь зритель не анализирует конкретную полученную информацию, а чувственно воспринимает происходящее. Нельзя точно понять, что происходит с героем, но какой-то «камень», как выразился один из зрителей,  висит на душе. В нашу задачу входило погрузить зрителя в это темное, серое, мерзкое, грязное состояние и в конце из него вывести. Как раз последняя задача была выполнена не до конца. У многих зрителей от фильма оставались только тяжелые ощущение без очищения в конце.

    В «фильме-состоянии», как собственно в кино и должно быть, 90% информации дает изображение. Этот факт требует максимальной выкладки от оператора. В этом фильме на передачу состояния работают множество выразительных средств и приемов: движение камеры, острые ракурсы, искажение пространства, широкоугольный объектив, локальный свет, темная и светлая тональность, дым, туманный фильтр, композиция кадра, съемка с рук, резкий напористый монтаж, длинные цельные кадры.

    О чем же наш фильм? Фильм о том, как герой возвращается в прошлое через воспоминания и ощущает истинные ценности существования. Возвращение происходит благодаря тому, что герой срывает со стен все черные плакаты и обнаруживает под ними своё прошлое: обои разных времен, плакаты, старые фотографии.

    Мы должны были отделить друг от друга два состояния: ужасное настоящее и светлое прошлое, -включив также промежуточное состояние, когда герой ищет «голос».  Первое состояние получить удалось: резкий монтаж, синеватое изображение, темная тональность, локальный свет, черный фон. Второе состояние оказалось недоделанным, и, может быть, именно из-за этого, зритель не ощущает доброго, светлого, не чувствует очищения. В чем-же проблема?

    По-моему, не получилось в изображении создать нереальное пересвеченное залитое светом пространство. Как минимум, не хватает света, как максимум, оператор неправильно работает с пересветами и контрастами, не хватает насыщенности цветов. Пересветов должно было быть больше по площади. Не должно быть серого изображении в части кадра. Светлое может ощущаться только на контрасте с черным, а туманный фильтр сильно уменьшает контраст и убивает ощущение «горения» света. Не хватает ярких насыщенных красок и деталей во втором состоянии. Они бы смогли добавить «позитива» изображению.

    Многое во второй половине фильма пришлось корректировать на «постпродакшн»: цвет, контраст, тональность. Искусственное увеличение насыщенности цвета не сильно спасало положение, потому что самих цветных фактур было очень мало.

    кинокомпозиция №1 салаев михаил илютин сергей фильм возвращениеБольшой ошибкой режиссера и оператора было то, что они не продумали цветовую концепцию фильма. Холодные и теплые тона делали при цветокоррекции, не держали одинаковую цветность и цветовую температуру из кадра в кадр. Цвет фактур и предметов не работают на сюжет, а ведь колорит и цветовое решение фильма – очень сильное выразительное средство.  При изменении цвета, изображение теряло качество. Непонятные детали попадали в кадр, например, цветная подушка «в цветочек» в первой половине фильма совершенно не соответствует состоянию героя.

    После этих съемок у меня появился опыт работы с дымом. Некоторые считают, что дым в первой части фильма не нужен и только мешает, что нам нужны были контрастное реалистичное изображение. Но мы решили, что он необходим для создания воздушной пыльной атмосферы, для видимости воздуха, луча света, бьющего из окна. Он делал осязаемым тот малый свет, что ели проникал в комнату. Мы использовали дым на протяжении всех съемок, кроме длинного кадра в конце фильма. Там он отсутствует по техническим причинам. После съемок с дымом я понял, как аккуратно его стоит использовать, как опасно «передымить», что нужно разгонять дым так, чтобы он не клубился и не был заметен, что он увеличивает съемочное время как минимум в 1,5 раза. Приходилось закрывать двери и окна, чтобы не было сквозняка. Приборы нагревали помещение, и все работали в нечеловеческих условиях духоте и жаре. Это очень плохо сказывается на выносливости и настроение съемочной группы. Это надо учитывать на будущих съемках и искать решения проблемы. На съемках технически больше всего нас подводили дым-машина и кран-стрелка. Благодаря этому, мы их прозвали «мыш-дымина» и «стран-крелка».

    После прочтение книги Левана Пааташвили, где он разбирает множество своих киноработ, в том числе фильм «Романс о влюбленных», я сделал вывод и о своем фильме. В нем не хватает смелости решений, о чем пишет Леван. Мне кажется, что первое состояние не совсем темное и контрастное. Не читается маленький одинокий луч света из окна. На той же цветокоррекции можно было увести фон и темные плакаты в черноту, в «непроработку», что лучше бы отразилось на действии. Но я же шел по традиционным академическим законам и оставил проработку в тенях, даже чуть их «приподнял» на кривой, объясняя это тем, что все фактуры должны читаться. Но будьте внимательны, на съемке, я считаю, надо все снимать в «проработке» фактуры, но в таких отношениях светлого к темному, чтобы на посте можно было сделать то, что необходимо, убрать фактуру там, где нужно. Хотя есть фильмы исключения. Я вспоминаю фильм «Мольба» оператора Антипенко, где тот смело стал снимать на контрастной пленке, предназначенной для съемки бумажных документов. Изображение было сверхконтрастным изначально, но это создавало нужное восприятие «притчи».  Также и второе светлое состояние надо было смелее выводить в пересветы.

     

    ВЫВОД

    Благодаря съемкам фильма был получен огромный опыт. Фильм получился интересным, необычным, эффектным, неглупым. К сожалению, опять мы увидели тему наркомании, но она была разбавлена светлыми воспоминаниями героя. Очень хочется снимать последующие фильмы на более добрые темы, ведь конфликты можно находить в жизни и в отношениях между людьми и без тем алкоголизма, наркомании, криминала и другой «грязи». Я устал от таких тем как зритель и начинаю уставать как автор.

    Выразительные средства, как свет, композиция, оптика, монтаж нашли нужное применение в этом фильме. Я научился работать с новой техникой и световым оборудованием, правильно его применять, использовать минимум средств для максимального эффекта.

    Я получил новую практику в работе с командой, начиная с подготовительного периода, заканчивая монтажным. Мне очень приятно было работать с ребятами, и я выражаю всем огромную благодарность за вклад в этот проект. Все отдавались фильму полностью.

    Работая над другими проектами, я замечаю, что все время ориентируюсь на опыт, полученный именно на этом фильме, учитываю ошибки и использую приемы.

    Автор сайта Салаев Михаил

    Категория: Режиссура | Автор: Салаев Михаил
    Просмотров: 2957
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Теория кино [16]
    Прочие статьи и информация по теории кино
    Режиссура [27]
    Теория и статьи по режиссуре
    Операторское мастерство [26]
    Теория и статьи по операторов
    Критика фильмов [6]
    Статьи о фильмах
    История кино [12]
    Воспоминания о прошлом, история документального кино
    Монтаж [5]
    Теория и статьи по монтажу



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz