Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО » Режиссура

    Конспект книги по драматургии Л.Нехорошева

    Конспект книги по Драматургии Нехорошева Л. Н.

    Краткое содержания лучшего учебника по драматургии Нехорошева Л. Н. Этот конспект можно использовать как шпаргалки для экзамена по драматургии. Удобен, чтобы освежить свои знания по драматургии.

    Компоненты драматургии картины:

    1. Движущаяся и звучащее изображение

    2. Композиция (завязка, кульминация, сцена…)

    3. Сюжет (конфликт, мотивировка, перипетия…)

    4. Образ целого

    5. Идея 

    Компоненты формы и компоненты содержания. 

    Композиция - форма для сюжета, но содержание для изображения и звука. 

    Искусство есть мышление в образах. 

    В идее есть истина. Истина - это содержание идеи. 

     

    Движение в кино: внутрикадровое, камеры, пленки в камере, времени, пространства, сюжета

    У каждого режиссера свой личный ритм. 

    Вертикальное время – вечное.

    Деталь - изобразительная подробность

     

    ФУНКЦИЯ ДЕТАЛИ

    Показ целого через его часть

    Фабульная функция

    Смысловая деталь

    Психологическая деталь (передать душевное состояние)

    Деталь метафора (перенесение свойств одного предмета на другой)

    Аллегорическая деталь (иносказание, идея в предметном образе)

    Деталь символ (многозначен в отличие от аллегории)

    Многофункциональная деталь

     

    Для чего: 

    Экономия изобразительных средств

    Таинственность происходящего

    Большая выразительность: «довоображает» зритель

    Помочь созданию образа персонажа

    Раскрыть смысл сцены

    ЗВУК

    Закадровый звук:

    Дикторский текст

    Автор

    Внутренний монолог

    Сам герой говорит

    Песня стихи

     

    Закон необходимости. Речь только тогда, когда без нее нельзя обойтись

    Закон дополняемости. Речь должна не повторять то, что на экране, а дополнять

    Закон сочетаемости. Реплика соотносится с изгбражением. 

    Закон прямой пропорциональности. Иногда можно чтобы герой много говорил, но что неважно.

    Речь, как шум фон или раскрытие характера: герой многословен. Главные реплики не выделены - это реалистичней. 

    Сначала зритель видит, а потом слышит. 

     

    Ремарки: описания действия

    Театрально-драматическая

    Повествовательно-прозаическая

    Поэтической-лирическая 

     

     

    КОМПОЗИЦИЯ

    Виды:

    Структурная (кадры, сцены, эпизоды, акты)

    Сюжетная (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал)

    Сюжетно-линейная (сюжетные линии и лейтмотивы) по вертикали

    Архитектоника (строительное искусство, глубинные смысловые части)

     

    Элементы структуры композиции:

    Кадр

    Сцена

    Эпизод

     

    Монтаж двух кадров: столкновение, перетекание

    Соединение кадров по времени, пространству, смыслу и контрасту. 

    Признаки сцены - три единства: места, времени и действия (главное!)

    Разработанная сцена - в ней есть законченная драматургия. 

     

    Сцены различаются:

    1. По уровню разработанности

    2. По функциям

    3. По уровню конфликта

    4. По характеру места действия

    Натуру и интерьер надо чередовать! Тяжело монтируемая

     

    Сопоставление сцен:

    1. По контрасту

    2. По соответствию (продолжение события в другом месте)

    3. По развитию

    Эпизод - большая часть фильма состоящая из сцен, внутренне драматургически завершенная, но развивающая сюжет и идею фильма в целом. 

     

    Свойство эпизода:

    1. Смена трех единств

    2. Драматургическая завершенность. Есть завершение, но возникает интерес продолжения - мостик на следующий эпизод. Завершенная незавершенность. Часто в конце эпизода возникает новый персонаж или происходит признание главного героя. 

    3. Структурная сложность построения

    4. Соразмерность длительности эпизодов

     

    Виды эпизодов:

    1. Пролог

    Эпиграф

    Сжатое изложение предыстории

    2. Эпилог

    Сжатое изложение последующих событий

    Пост эпиграф 

    Завершение воспоминаний

    3. Экспозиция (не выдаем все инфу сразу)

    4. Развитие

    5. Финальный

     

    Законы восприятия:

    1. Своевременное возбуждение внимания - на это есть 5-10 минут

    2. Поддержка внимания

    3. Усиление напряжения картины

    4. Напряжение до кульминации

    5. Эффектная концовка

     

    Завязка - побуждающее событие

    Кульминация - не мощное событие, а ожидание (затаив дыхание). Что же будет? Кто кого? Не прыжок со скалы, а прыжок когда герой зацепился и висит над пропастью. Самое сильное напряжение, а потом уже развязка. 

    Саспенс - нерешенность, неопределенность, временная остановка перед всплеском. Искусственная затяжка времени для ответа на волнующий вопрос. 

    Американская система. 3 акта. Обязательные 2 поворотных пункта. Поворотные пункты или точки фабулы в сценах второго плана. В начале: перемена фокуса. Неожиданность. 

    Сюжетные линии и лейтмотивы. Функции: наполнить смыслом и изменением; объединить части истории. 

    Способы соединения сюжетных линий:

    Герои встречаются лицом к лицу

    Герои общаются по телефону, письмами

    Говорят друг о друге

    С помощью деталей, фотографий, мелодий. 

    В душе героя

    Время и действие

     

    Сюжетные линии должны быть протянуты, соотнесены между собой, закончены. 

    Архитектоника - деление фильма на глубинные смысловые части. Идея в части фильма: тезис, антитезис, синтез.

     

    СЮЖЕТ

    Сюжет - состав, цепь событий, но не только событий, но и их смысла, поэтическое оформление, мотивировки, нравственные обоснования. Чем больше поверхностных событий, тем меньше внутреннего духовного содержания. 

    Сюжет - рост и становление человека, но не всегда. Надо прослеживать сюжет в связки с образом и композицией, с образом целого и формой. Надо понять, как сюжет формирует образ целого. 

     

    ОБРАЗ

    Образ человека, глав героев, второстепенных, времени, места, среды, образ автора. 

    Образ - преобразованная действительность, целое через частное, общее через малое, самое главное, созданная средствами искусства. 

    Изображение создают только изобразительные средства, образ же создают кроме них еще сюжет, композиция, речь, музыка, актерская игра. 

     

    Образ объединяет в себе:

    Материал самой действительности

    Прочувствование и осмысление ее художником

    Чувства и мысли зрителя

     

    От сочетания этих трех элементов зависит стиль и направление. 

    Эстетика - воспринимаю, ощущаю. 

     

    Сюжет - это движение общего целого в его само раскрытии к полному раскрытию. Появление образа во времени. 

    Фабула - цепочка событий в последовательном времени в их внутренней связи. 

    Фабула - что происходит. Сюжет - как это происходит, как об этом говорит автор. 

    Кино - это история и как она рассказана. 

     

    ДЕЙСТВИЕ

    Действие – мотивировка - перипетия

    Действие - это то, что происходит мотивированно, обосновано - имеет смысл, ведущий к главной идее фильма. Не физическое действие, а движение что- то выражающее. Выразительное движение. 

    Действие - это внешнее выражение чувств, мыслей, желаний, отношений, стремлений персонажей и авторов фильма. 

     

    Поступки раскрывают характер. 

    Ритуал - система действий имеющих символический смысл. 

    Есть движения внутренние, даже если его мы визуально не видим. 

    Подтекст. Детали, лейтмотивы. Атмосфера, паузы, обрывание реплик.

    Отложенное действие. 

    Сокращенное действие-подтекст (собаки Андрей Рублев) 

    Простое и понятное действие, например спасение.

    Мотивировки - внешние (события, поступки других персонажей), внутренние (психологические причины, цель, характер)

    Последовательность: внешняя, внутренняя, действие. Действие, внешняя, внутренняя. Конфликт внешних и внутренних мотивировок.

     

    Перипетии. Конец негаданный, но неизбежен он. Перипетию нужно подготовить. Открытый финал только после главной перипетии. 


    Варианты:

    1. Никто не знает

    2. Знает персонаж-мы не знаем

    3. Мы знаем - персонажи нет

     

    Эффект ожидания: что то делает или не делает как думал зритель. 

    Неожиданная неожиданность. 

    Узнавание. Переход от незнания к знанию с последствиями положительными или отрицательными. 

     

    КОНФЛИКТ

    Конфликт - мотор сюжета. 

    Драматургически конфликт не жизненный, потому что осознан и прочувствован автором и выражает определенную тему и идею

    Драматический и недраматическмй (пассивный) конфликты.

    Драматизм - это борьба, активность. Обязательно есть победитель физически или нравственно. 

    Один главный конфликт. Построен на отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению. 

    Повествовательных главных конфликтов обычно несколько. Они, их перечисление, подводят к противоречию. 

    Конфликты внешние и внутренние. Внутренние - большая степень глубинной содержательности. 

    Конфликты открытые и скрытые. 

    Сюжетный мотив. Устойчивый формально-содержательный компонент сюжета. 

    Сюжетная ситуация - мотив с обозначенными конфликтными силами. Появляются конкретные персонажи. 

    Архетипы - мотивы присущие человеческому бытию и сознания. Библейские, мифологические. Мотивы и их комбинации. 

    Мифами люди пытались объяснить мир. 

    ХАРАКТЕР

    Характер и образ человека.

    Характер - материал для образа. Образ глубже, потому что в нем еще есть: портретная внешность, отношение к герою автора и персонажей, вещи и предметы вокруг героя.

     

    4 «Я»:

    - как думают окружающие

    - как думают в семье и близкие люди

    - как думаешь ты сам

    - кто ты на самом деле

     

    Конфликты между ними. Помогают показать все глубины души человеческой. 

    Ненормальные люди или ненормальный мир - вопрос и конфликт. «Сдвинутость» в образе человека от нормы. «Остранение» героя. 

    Характер - совокупность душевных качеств человека. Два свойства: возможность изменения и схожесть характеров людей. 

    Характеры сложные и простые (одна гиперболизированная черта). «Шекспиризация» и «шиллеризация». 

    Одна страсть, но герой с односторонним характером должен поступить один раз вразрез ему. В добром ищите злое и наоборот. 

     

    Методы показа характера: 

    1. Последовательное раскрытие хар-ра. 

    2. Развитие характера. Его рост и становление. Роман воспитания. 

    3. Внезапным слом, изменение характера

     

    Личность, индивидуальность - с чем мы родились, психические особенности. Уникальна и неизменна. А характер может меняться. 

     

    ВИДЫ СЮЖЕТА

    Драматический

    Эпический

    Повествовательный

    Лирический 

    Образ целого = предмет + отношение автора. Этим соотношением отличаются сюжеты. 

     

    Чем отличаются сюжеты:

    Виды действий

    Способы движения

    Конфликты

    Способы раскрытия личности героя

    Время и пространство 

    Темп развития

    Фабула и сюжет - их отгошение. 

     

    Виды действий. 

    Действие - выраженное внешне движение чувств, мыслей, представлений, желаний, отношений. 

    Действия физические и словесные. Автор в кино - это комментарий, закадровый голос и кино средства: крупный план, ракурс, композиция, длительность, мизансцена, движение камеры, движение экранного времени и пространства, монтаж. 

    Действие объективное героя и субъективная реакция автора. 

    Драматическое действие: объективное действие без отношения к нему автора. С начала рождение кино и с 30х. 

    Там где автор - эпическая кино поэма броненосец Потемкин. События. Бессюжетность. Потом после войны. Людская общность. Всеобщее национальное сознание. 

    Эпическое действие. Движение исторических событий, чувства персонажей, вовлеченных в них. Изложение фактов по максимуму, отношения к ним по минимуму. 

    Повествовательное действие. Нет драматического единого конфликта, героя, стремящегося к цели, напряженного действия, сражений, митингов. Было предельное жизнеподобие, тонко воссозданная атмосфера времени и места действия, взгляд на реалии жизни простого человека. Есть лирика заставы Ильича, июльский дождь. Фильм без интриги. Не только мысли и чувства героев, но в большей степени авторов. Частные интересы отдельного человека на фоне конкретного времени. 

    Автор в фильме. Способы: субьективная авторская активная камера (догма), напряженное созерцание (Тарковский: действие - форма существования предметов и реального мира во времени), закадровая речь, особые способы подачи диалогов (обрывочность, повторяемость), надписи и название фильма, монтажные приемы. 

    Вторая часть приемов: ненормативная композиция, трансформация фабулы, фигура от автора, любовь к героям передается в содержании и неравнодушие. Героев надо любить. Ремарки, ведение рассказа от первого лица.

    Лирическое действие - чувства и мысли автора, отношение к фильму и к самому себе. 

    Лирический герой - художественный двойник автора. 

    Видения, сны - вместо рассуждений картины и представления. 

    Ретроспективы - что могло быть. 

     

    Что движет сюжетом

    Драматический. Идея, страсть, цель, интерес, воля. 

    Драматизм - пограничное состояние человеческого духа. Ситуация неразрешимая. А надо делать. Все зависит не от событий как в эпосе, а от самого героя. 

    Каждое действие следствие предыдущего. Действие, контр действие антипода, контр действие героя и т.д. Без вмешательства автора!

    Эпос. Движет героем не индивидуальная воля, а события. 

    Конец уже известен. Действия связываются хронология движения исторического времени, божьим промыслом. Вопреки логике.  

    Действия движут стремления персонажей, их чувства и отношения, а также время, его течение. Водоворот событий. И Авторское осмысление поступков. 

    Повествоватнльный сюжет. Причинно-следственная связь, хронология, сильнее авторская воля. 

    Лирический сюжет. 

    Действия не зависят от воли автора. Бессвязный не логичный сюжет. 

    В эпосе не единый конфликт, а набор между массами, персонажами, внутренний. Глубинное духовное противоречие событий. 

    В повествовательном действии противоречия не исторические, а того времени в котором живут герои и каким его видит автор.

    Лирика. Конфликт с враждебной средой или с самим собой. 

     

    Способ раскрытия личности. 

    Драматический. Характер цели героя. Чем больше, тем острее характер. Сильный характер

    Эпос. Человеческая общность с определенной духовной и исторической силой. Характер в стойкости, неизменности идеалов. Бессмертие после смерти. Анонимность. 

    Повесть. Личность раскрывается в отношении к другой личности. Уважает или не видит. 

    Лирика. Отношение к себе как к личности. 

     

    Время и пространство. 

    Драма. Настоящее время. Здесь и сейчас. Концентрированность времени не большие Перескоки по времени. Сжатость один день ценится. 

    Пространство тоже стремится к неразорванности, локальности. 

    Эпос. Разорванное прошедшее время. Большое географическое пространство. 

    Повесть. Разорванное время, но менее, чем в эпосе. Например максимум смена времен года. Подробности жизни небольшой группы людей, точно рисующих время и место действия фильма. Деталь - смысл, а подробность - правдивость места и времени. 

    Лирика. Настоящее время. Много воспоминаний, ретроспецкий, видений. Но много временных и пространственных пластов, но это, о чем думает герой здесь и сейчас. Не хронология, а состояние человеч сознания в данный момент. Вертикальный хронотоп, духовный. 

     

    Темп развития киносюжетов.

    Драма. Стремительность. Характеры и поступки. Спешит. В романе же преобладают мысли и поступки. Они тормозят развитие целого. 

    Эпос. Неспешная размеренность. Не терпит суеты. Не спешит к окончанию. Важен не конец, а то как все произойдет. Оттяжка решающего события. 

    Повесть. Нетороплив. Не что произойдет, а как во всех подробностях, поэтому медленнее. 

    Лирика. Темп меняется. Импульсивен. Спонтанные чувства. 

     

    Фабула и сюжет.

    Фабула - совокупность событий в их взаимной внутренней связи. 

    Сюжет - это образ целого в его движении на пути к полному раскрытию. То есть это движение к идее произведения. А фабула просто перечисление событий и их взаимосвязей. Сюжет - это контекст, а фабула то, что мы видим, действительность. Фабула - что рассказывается, а сюжет, как об этом рассказывает автор. Что и как. 

    Драма. Ф и С вместе. Ф управляет ведет за собой С. 

    Эпос. Тоже самое. Но возможна трансформация. 

    - много сюжетных линий

    - внефабульные от влечения

    - снятие причинно- следственных связей

    Повесть. Сюжет важнее. 

    - композиционные изменения (хронология, разные временные пласты, события разные но в одно и тоже время, структурные совмещения эпизод внутри эпизода, включение внефабульных кусков, торможение и трансформация фабулы с помощью исторического и док материала, смена жанров)

    Последовательная непоследовательность. 

    Главное менять последовательность обоснованно ради идеи. 

    - другие кино средства (с точки зрения стороннего персонажа, разные точки зрения на одно событие, ложные ходы и например в детективах, переплетение фабул - одна ф тормозит другую, таким образом двигав сюжет, обилие сюжетных линий, отсечение мотивировок и связи между событиями, лишние подробности)

    Лирика. Еще большая трансформация фабулы. 

    Драма - полюса, но условность, нет нюансов, полутонов, шаблонность. 

    Эпос - большой охват, но нет внимания к личности. 

    Повесть. Подробно. При стальное взглядываете в частного человека и в окр действительность. Атмосфера. Аморфность, расплывчатость образа целого. 

    Лирика. Глубина души, но уход от реальности. 

     

    ЖАНР

    Род или вид. То как показывают одни и те же предметы. Под каким углом их рассматривать. 

    Высокие (о людях лучших, чем существующие), средние (о таких же), низких (о худших людях)

    Мелодрама - низкий жанр, ирония над героями. Схематично. У драмы прописаны и внутренние конфликты. 

    Любовь восходящая (к героям эпоса) и низходящая (к прост очкам комедий и мелодрам). 

    Жанр - авторское и зрительское отношение к характерам героев и событиям. Угол зрения на предмет изображения. Форма фильма, исторически закрепленная. 

     

    Трагедия. 

    Развивался в эпохи кризиса человеческого духа. Трагическая коллизия. 

    Но есть трагизм в других жанрах: неразрешимость конфликта -> страдания или смерть.

    Сострадание и страх. Не против внешней мощи, а против своего разума. Быть или не быть. Трагический выбор. Нарушить ли нравственный закон. Убивают не врага а друга -> сострадание. Равнозначные нравственные силы. Обе стороны конфликта оправданы, но у каждого своя правда. Трагическая вина героев и их наказание, чаще смерть. 

    Для трагической коллизии нужны особые личностные качества. Герой не плохой, а очень глубокий. Бросает вызов судьбе. 

    Наличие катарсиса. Исход конфликта не подавляет, просветляет. Над страхом примирение. 

     

    Комедия. 

    - цели героев обладают низким частным, а не высоким интересом, часто корыстные

    - если высокие цели - они противоречат поступкам

    - живость и стремительность действия, сюжет стремиться к завершению

    - много перипетий, и коротких реплик, перепады хорошо плохо. 

    - высмеивание глупости и ложного понимания жизненных ценностей

    - настоящая комедия с горьким смехом

    Есть опасность, что отрицательные герои станут во приниматься как положительные. 

    Комедия характеров. Сопоставление или противопоставление их. 

    Комедия положений. Фабульная путаница, совпадения, недоразумения. Квипрокво. Кто вместо кого. 

    Комедия бытовая нравов. Развод по итальянски. 

    Комедия эксцентричная. Веселые ребята, Иван Васильевич. 

    Комедия лирическая. Я шагаю по Москве. 

    Комедия сатирическая. Гараж, великий диктатор. Гротеск - причудливый, преувеличенный, уродливо комический. Буффонада - шутовство, исключительно комические приемы актерской игры. 

    Комедия водевиль. Не отягощённая событиями с музыкой и песнями. 

    Комедия масок. Придуманный герой из фильма в фильм. 

    Комедия-пародия. Несоответствие стилистики и темы. 

     

    Драма. 

    Середина между к и т. Основан на остром конфликте с самим собой или с окружающим его обществом. Противоречия изначально в драме находят решения. Обязательно разработанный внутренний конфликт. Способ решения психологических задач. Драма - трагедия со счастливым концом. 

    Если конфликт с обществом, значит социальная драма, если внутренний. - психологическая. Обычно сочетаются. Или внешние выходят из внутренних и наоборот. Жестокий конфликт - жестокий выход, но с надеждой для зрителя! 

     

    Авантюрный жанр. 

    Кинопутешествия - повесть. 

    - приключенческий фильм

    - триллер

    - детектив 

    Приключения. 

    Открытая смертельная схватка противоборствующих сторон. 

    - вестерн 

    - гангстерский

    - сов фильмы о гражд войне и границе

    - о разведчиках агентах

    - полицейские

    - фантастические приключения

    - фильм ужасов

    Триллер - фильм основанный на тревожном ожидании события - беспокойство и страх. Не стремительно, а с остановками, замедлениями - саспенс. 

    Детектив

    Раскрытие загадочного преступления. Уже свершилось. Игра ума. Зритель думает. 

    Трагикомедия. Комедия с печальным концом. Юмор, а не высмеивание. Средний жанр. 

    В авторском кино стиль торжествует над жанром. 

     

    ИДЕЯ

    Идея - образная мысль, лежащая в основе фильма. 

    Тема - это движение к идее, проблема, вопрос, который ставит автор и отвечает своим произведением. 

    Тема - о чем, идея - что. 

    Идея-утверждение

    Идея-вопрос

    Идея-двуединость смысла

     

    Идея:

    - замысел фильма

    - воплощенная в законченной картине

    - какой ее воспринял зритель

    - главная мысль картины

     

    Фильм как человек: тело, душа, дух. Схематичность как географическая карта, необходимая для ориентировки в образном пространстве. 

    Как низким может быть наше сознание, такие могут быть и фильмы. 

    Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Преодоление любовью зла. 

    Драматургия - это борьба добра и зла в форме внешних и внутренних конфликтов. 

     

    АНАЛИЗ ФИЛЬМА

    Компоненты - жанр, сюжет, композиция, тема и идея. Конфликт, образ и характер персонажа, перипетия. 

    Сюжет - это полнота образа произведения в его движении, в последовательном раскрытии. Как образ проявляется. 

    Кроме событий, сюжет - это мотивировки, сцены, персонажи, детали. Отклонение от фабулы. Отношение сюжета и фабулы. Конфликты, на которых развивается сюжет. Главный конфликт. 

    Какие сюжетные линии. Лейтмотивы. Повороты события, перипетии - внезапные переломы. 

    Композиция. Сцены. Эпизоды. Сцены разработанные и фрагментарные (без внутренней драматургии, не законченный). Сцена проходная. Сцена перебивка. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, финал. Эти части соотносим с развитием главного конфликта. 

     

    Тема и идея. 

    Тема: проблема, о чем фильм. Тема часто соотносится с конфликтом. Идея соотносится с финалом. 

    Конспект Салаева Михаила

    Категория: Режиссура | Автор: конспект Салаева Михаила
    Просмотров: 1592
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Теория кино [16]
    Прочие статьи и информация по теории кино
    Режиссура [27]
    Теория и статьи по режиссуре
    Операторское мастерство [26]
    Теория и статьи по операторов
    Критика фильмов [6]
    Статьи о фильмах
    История кино [12]
    Воспоминания о прошлом, история документального кино
    Монтаж [5]
    Теория и статьи по монтажу



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz