Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО » Операторское мастерство

    "Киноосвещение" для начинающих операторов

    "Киноосвещение" для начинающих операторов

    (с отчета по киноосвещению №1 и №2 студента операторского факультета)

    Киноосвещение №1

    Процесс съемки можно разделить на несколько этапов:
    1)    Подготовка к съемке
    2)    Съемка (заезд, 5 смен, выезд)
    3)    Постпродакшн (монтаж материала, телекино, склейка негатива, титры, печать нулевой копии)

     

    I.    ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ

    «Как подготовишься – так и снимешь», - гласит мнение. И я это подтверждаю. Готовиться надо заранее, как минимум за две недели. На счет раскадровки, придумывания кадров, композиции, схем света, поиска статистов и ассистентов, - это лучше начать за несколько месяцев.

    РАСКАДРОВКА

    - помогает систематизировать мысли и идеи
    - помогает быстро ориентироваться на съемочной площадке (если раскадровка подробная)
    - сохраняет все идеи и задумки
    - позволяет доступно и быстро рассказать о задачах съемки статистам и ассистентам

    Чем подробнее вы составите план-схему и прорисуете раскадровку, чем лучше вы все продумаете, тем меньше сил и времени будет уходить на площадке.

    Как делал я:

    Сначала я придумал все кадры в уме и прописал их в правильной последовательности (например, кадр 4. «Профиль. Подошел к столу, выкладывает вещи из саквояжа на крупном плане. Панорама с портрета на стол сверху вниз. Монтируется по методу «вход в кадр»)

    Совет: В киноосвещении надо рассчитать свои силы и сразу задумать такое количество кадров, с которыми вы справитесь за 5 смен. У меня было 20 кадров. Из них 10 достаточно простые и 5 относительно сложные (с тележкой и динамическими панорамами). Это была поставлена минимальная задача, чтобы точно получить в конце цельную законченную работу. Мои однокурсники снимали лучше и успевали снять 30 кадров, так что выбор за вами.

    Совет: При составлении и придумывании кадров очень важно монтажное мышление. Надо заранее представлять каким образом будут смонтированы соседние кадры. Лучше сделать крупную деталь (обоснованную «перебивку») или же монтироваться на движении актеров или камеры? Смонтируются ли кадры по крупности, тональности, скорости движения, по смыслу?

    Чтобы развивать в себе монтажное мышление, можно:
    1)    Прочитать книгу «Монтаж» Соколова А.Г. (можно только первую)
    2)    Прочитать про азы монтажа других авторов (например, Головня, Эйзенштейн)
    3)    Опробовать все описанные правила и приемы на практике, чтобы они закрепились
    4)    Пойти на лекции преподавателей ВГИКа (например, Коновалова, Фенченко)

    Совет: При практике монтажа обязательно советуйтесь со сторонними зрителями (вашими друзьями). Когда монтируешь, глаз быстро привыкает к материалу, и вы теряете возможность смотреть на него непосредственно, отрешенно. Поэтому лучше спрашивать мнение при первом впечатлении зрителя, после первого просмотра. Ещё лучше было бы узнать мнение опытных специалистов кино и телевидения.

    Совет: Описанные правила монтажа не являются догмами. Основа монтажа основана на природе зрения человека. Глаз человека обладает зрительной памятью. Когда мы увидели объект и закрыли глаза, объект ещё будет перед нами какое-то время. Если мы, не изменяя фона, сделаем первый кадр с объектом, а потом второй кадр, где объект будет смещен  в сторону (при этом, объект останется в том же положении по отношению к камере, то есть в том же ракурсе и направлении съемки), то при монтаже этих кадров появится так называемый «дрыжок». Объект резко прыгнет в сторону. Наш глаз этот монтаж за счет зрительной памяти превратит в движение-скачок.

    С помощью монтажа мы:
    - боремся с явлением «дрыжка» (потому что, он «бьёт по глазам» зрителя, мешает восприятию)
    - делаем единую стилистику сцены/эпизода/фильма
    - создаем правильное восприятие пространства действия
    - позволяем зрителю беспрепятственно воспринимать фильм
    - выделяем главное в кадре
    - добиваемся определенных эмоциональных эффектов (приемы, движение, ритм, столкновения)

    Совет: Задача монтажа не только добиться гладкого и правильного восприятия фильма, но и, нарушая догматические правила монтажа, добиться такого эффекта, которое наилучше раскроет характер и состояние героя, настроения фильма, идею сюжета.

    http://v-montaj.narod.ru/publik/publik.html - сайт про видео монтаж

    После создания последовательного списка кадров, я перешел непосредственно к прорисовке примерных композиций кадров. Это позволяет глубже взглянуть на детали: какая тональность, как выделить главный объект, как смонтировать, где расположить героя в кадре.

    Справа я рисовал схемы света и описывал все технические характеристики, которые могли мне пригодиться. В том числе, я начинал прописывать весь реквизит, свет, инструменты, которые могут понадобиться для съемки данного кадра.

    киноосвещение №1 салаев


    ОФОРМЛЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ и НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    После того, как вы определитесь с кадрами, надо прописать все необходимое для их реализации.

    НАПРИМЕР:

    Декорации:
    - занавески светлые, прозрачные и гардина
    - шторы темные
    - деревянная кровать (спинка с одной стороны)
    - шкаф за кровать (книги на полки)
    - тумбочка светлая, цветы на тумбочку
    - стол, скатерть
    - самовар
    - спички
    - поднос и стакан в старинном подстаканнике
    - часы на стенку
    - крючки для одежды на стенку
    - картина пейзаж на стенку
    - настенная лампа

    Техническое обеспечение (дополнительное):
    - диммер 1000вт 2 шт
    - удлинители 2 по 10 м, 3 по 5 (3 розетки)
    - шуруповерт, саморезы
    - молоток, гвозди, гвоздодер
    - кусачки
    - плоскогубцы
    - ножницы (2 шт)
    - отвертки (разные)
    - пила (металл, дерево)

    Расходные материалы:
    - скотч прозрачный, двухсторонний
    - тейп (2 типа)
    - скотч плотный для крепления тяжелых объектов
    - клей момент

    Замечание: Все техническое обеспечение и расходные материалы – это для меня необходимый минимум, который должен быть практически не на каждой съемке.


    ТЕХНИКА ВГИКа

    Осветительные приборы, всевозможные фильтры, синефоль – это уже имеется во ВГИКе. Надо ознакомиться со списком осветительных приборов и понять, что ещё необходимо.

    Пример:
    Можно задуматься над наличием осветительных приборов в кадре (свечки, лампочки, люстры, светильники, настольные или настенные лампы). Купить дополнительно люминесцентные или светодиодные лампы для подсветки кадра или глаз, а может быть сделать их самим из светодиодных лент, как сделал мой однокурсник.

    Пример:
    Я сделал внешнюю лампочку 50 вт с трансформатором с 220 на 24 вольта с диммером и длинным проводом. С помощью неё я создавал эффект свечки на крупном плане. Эта лампочка очень локальна и её легко двигать и крепить. Одну из таких лампочек я вставил в купленную керосиновую лампу и провел незаметно провод по ручке керосинки.

    Пример:
    Маленькая длинная люминесцентная лампа помогала мне подсвечивать часть кадра и глаза на крупных планах. У неё большая яркость, а освещенность ниже, чем у других приборов. Если её отодвинуть на определенное расстояние, она создает блик в глазах, при этом практически не добавляя освещенности на лице. Бытовую люминисцентную лампу очень аккуратно используйте в цветной съемке, так как она дает очень плохой спектр с пиком в зеленой зоне.

    ПОДГОТОВКА ВО ВГИКе

    - посещение мебельного цеха (выбор и бронирование необходимой мебели)

    Замечание: Во ВГИКе очень мало мебели (кровать пришлось покупать отдельно), лучше заранее прикинуть, что ещё необходимо

    - посещение реквизиторского цеха (выбор предметов реквизита)

    - оформление документов и заявок (все информация у администрации операторского факультета)

    - заранее стоит прописать статистов и ассистентов, которые не учатся во ВГИКе, для оформления пропусков (к администрации)

    - забрать пленку (на киноосвещение дают 5 кассет по 120 м)


    КИНОПРОБА

    Очень важно сделать предварительные кинопробы. Для этого понадобиться серая шкала, серая (18%), белая и черная карты, всевозможные фактуры близкие к тем, что будут в кадре, статист, спотметр, кинокамера, которой вы будете снимать и самый часто используемый объектив (я бы взял 35мм). Ставим на спотметре ISO, которое указано на упаковке пленки. Делаем серию кадров с шагом (1, ½ или 1/3 ступень экспозиции), начиная от -5 ступеней до +4 ступени. В кадре оставляем бумажку (крупный шрифт) с информацией о кадре: смещение экспозиции, ISO, диафрагма и другие. После проявки негатива делаем замеры на денситометре и составляем практическую кривую для данной пленки (это отдельная тема). Печатаем позитив и смотрим, как фактуры выглядят в кадре. Делаем для себя выводы

    АССИСТЕНТЫ

    Можно предварительно рассказать своих коллегам и друзьям, чего вы хотите добиться в работе, показать раскадровку, объяснить схемы света и техническую реализацию кадров. Если ваши коллеги будут подробнее знать об этом, процесс съемки будет идти быстрее.

    КОСТЮМЕРНАЯ

    Мы должны одеть наших статистов под то время, когда происходит действие эпизода. Кроме исторического соответствия, надо смотреть на тон (цвет) и фактуры. Нежелательна, я бы даже сказал, противопоказана чисто белая рубашка.

    Пример:
    Я взял дополнительный темный жилет, чтобы светлыми были только рукава. Штаны подбирали по тону. Служанку одели в нейтральное по тону платье.

    II.    ПРОЦЕСС СЪЕМКИ

    В день заезда на вас обрушивается огромный поток обязанностей. Надо уметь быстро все «разрулить». Надо выставлять декорации, менять окна, двери, стенки, забирать и расставлять реквизит, переносить мебель, разгружать машины с дополнительной личной аппаратурой, подписывать бумажки.

    Как я понял впоследствии, на площадке очень важен хороший художник. Именно он может помочь найти визуальное решение декораций и быстро подготовить площадку для съемок: расстановка реквизита, расклейка обоев, декоративных досок, картин, раскраска фактур, добавление нужных элементов в композицию кадра, «старение» вещей. Площадка может преобразиться прямо на глазах, ведь это их профессия. Важно контролировать этот процесс и делать только то, что нужно для вас и для раскрытия характера эпизода. Я работал без художника, расставляли все сами. Последствия такой халтуры вы видите на экране. Художник как минимум подсказал бы некоторые вещи, но я решил не заострять своё внимание на оформление и правдоподобие.

    киноосвещение №1 салаев


    Очень лень проверять перед съемкой всю технику, но на практике мною было доказано, что это необходимо. Самый часто используемый объектив 35мм у меня люфтил. Проблему я обнаружил только на 4 день съемок, поэтому много кадров у меня были в недоэкспозиции, благо «kodak тянет все» и изображение было, но из-за маленькой плотности, позитив получался серым. И такие серые кадры без сочного черного у меня резко появляются в монтаже (на копии телекино я чуть добавил черного, поэтому там это видно по сильным шумам изображения). Проблема заключалась в том, что открывая или закрывая диафрагму до нужного значения, она застревала чаще всего на значениях диафрагмы 16 и 11, а должно было быть 2,8, 4. Kodak умудрился вытащить изображение из недоэкспозиции 4 ступени. Из-за того, что диафрагма застревала не всегда, проблема не была сразу обнаружена. При этом получился брак. Следовательно, проверяйте объективы и другую технику.

    Процесс киносъемки развивает техническое мышление.
    Съемка кино – это решение тысячи мелких технических задач.

    Очень часто задачи кажутся невыполнимыми, но в конце концов всегда находится решение. Главное знать – решение есть всегда! Не спешите беспокоиться, а спокойно ищите способ. И знайте, настоящий оператор не решает проблемы отказом от каких-то технических нужных приемов, не думает: «Ладно, сделаю попроще». Так можно поступать только в крайних случаях, при этом придумывая замену своему решению, или нахождением более выгодного решения кадра.

    Однажды: На втором киноосвещении ко мне подошел мастер, оценил свет, сделал несколько маленьких замечаний, а потом сказал простую фразу: "Ты волнуешься. Оператор не должен волноваться" Делаем выводы

    Совет: Материальная подготовка (инструменты, расходные материалы, различные штативы, крепежи, светильники) облегчают путь нахождение решений в съемочном процессе. Когда тебе надо вбить гвоздь, а на площадке нет ни гвоздей, ни молотка, все решение сводиться к поиску данных инструментов, что отнимает много времени. Оно вам надо?

    С приобретением опыта технические задачи начинают щелкаться как орехи, а если хорошие ассистенты и осветители, то вообще лафа :)

    ЭКСПОНОМЕТРИЯ

    Совет: Желательно, чтобы в кадре было белое: лист бумаги, лампочка, огоньки, светлое пятно на фоне. Лицо не должно быть самым светлым в кадре. В каждой сцене надо поддерживать контраст на лице, на фоне, поэтому желательно записывать эти значения.


    А теперь предлагаю вашему вниманию моё киноосвещение №1.
    Внимание! Работа слабая на оценку "удовлетворительно"

    Мои ошибки и выводы:

    - Из-за наличия объектива 35мм с дефектами диафрагмы я получил много недоэкспонированных кадров. С точки зрения экспонометрии, особенно дневных сцен, необходимо экспонироваться на пол ступени выше. Негатив получился слишком «мягким», а, следовательно, изображение на позитиве сероватым.

    - Были проблемы с композиционными решениями. Поэтому нужна практика, точное продумывание кадра и аккуратное исполнение. Надо думать на площадке.

    - Не хватает кинематографического движения в кадре. Очень статичные композиции.

    - Много контрового света в ночных сценах. Лучше его не использовать или использовать по минимуму.

    У меня не получилось создать историю. Мои выразительные средства не всегда точно раскрывали характер сцены и сюжета. Состояние сна не удалось воссоздать.

     

    Bonus: Разбор по кадрам

    1. Самый сложный кадр в эпизоде. Здесь я решил сразу попробовать съемку и с тележки и с крана. Движение камеры было очень сложным. Кроме того, что движется тележка, также движется кран и камера по горизонтальной оси. Тяжело было размечать и крутить фокус. Ассистент справился отлично! Я старался обосновать движение камеры перемещением актера, а перевод фокуса – важными объектами. Девушка заходит, увидела пепельницу – переводим фокус на пепельницу. Девушка подошла к пепельнице, взяла её и уходит - мы переводим фокус на второй план и начинаем за ней движение камеры. И так далее.

    Надо было лучше выделить объект пепельницу. Она слишком маленькая и не обращает на себя внимание. Можно было сделать это светом. Или же подобрать другой предмет-мусор, который бы заметила служанка и взяла, чтобы выбросить.

    Движение камеры я считаю хорошим. Кадр заканчивается входом на передний план служанки, вещающей пальто.

    Желательно было бы притемнить стенки сверху, а то они получились слишком плоскими, яркими и отвлекающими внимание.

    * Очень часто в конце кадра я давал движение актера. Так в данном случае приезжий берет чемодан и начинает движение вперед. Следующий кадр начинается на статике, поэтому появляются два варианта соединения кадра: со статики или на движении. Ещё один способ монтажа кадра – это «шторка». Если бы служанка в конце полностью закрыла кадр, то его спокойно можно было смонтировать со следующим. Единственное, надо было смотреть за тональностью. Если последующий кадр будет слишком яркий по сравнению с предыдущим, то возникнет неприятный удар по глазам зрителя. Кадры будут плохо монтироваться.

    2. Общий план надо давать дольше по времени, чтобы зритель успел понять обстановку комнаты. Мне пришлось дать +2,5 секунды до начала движения актера, чтобы добавить времени на этот план. Надо ещё на стадии раскадровки рассчитывать давать более длительный общий план.

    Рисующий свет ставили через окно на просвет. 5 квт напрямую в лицо, 2 квт для бликов на стенку. За окном поставили подсвеченный белый фон. Для ощущения светлого дня не хватает заполнения от камеры. Я боялся засветить стенку с окном, так как при эффекте света из окна, стенка с окном выглядит более темной, чем боковые стенки. На боковые стенки попадает больше света из окна. Но до окна было очень большое расстояние, и заполнение от камеры нужно было добавить. Основное заполнение стояло со стороны окна, чтобы воссоздать эффект заполнения светом комнаты из окна. Дополнительный прибор давал контровой свет прорисовку.

    3. Следующий кадр я монтировал по принципу «вход в кадр». Актер вошел в кадр слева и камера на стреле плавно опускается вслед за взглядом и движением актера

    4. Кадр №4 основан на движении камеры на стреле вниз. Движение обусловлено укладыванием героя на кровать. В конце кадра надо оставить главное. С одной стороны это лежащий герой, но тогда надо было опуститься еще ниже, взяв больше головы героя и, к тому же, выделить его светом. С другой стороны главной в конце кадра является служанка. Она принесла поднос. Но композиция кадра выстроена неправильно. Во-первых, поднос перекрыт спинкой кровати. Во-вторых, служанка прижата слишком к левой половине кадра.

    5. С предыдущим кадром смонтировано на движении актера с подносом в левой части кадра. По движению смонтировано хорошо, но тональность кадра сильно меняется, так же мы пересекаем линию взаимодействия героев. Зрителю приходится потратить время, чтобы понять расположение в пространстве. Это ошибка и стоит это учитывать при съемке.

    6. В этом кадре мы используем нерезкий первый план с движением, что создает пространство.

    7. В этом кадре необоснованное включение дополнительного света на лице героя. На фоне мы пытались создать небольшие вспышки, необходимые для необычности кадра. Они слишком незаметны и больше напоминают брак, чем эффект. Так что если используете эффект, используйте технические средства более явно.

    8. Кадры смонтированы на движении, но в этом кадре мы видим только конец движения. Было бы лучше, если герой больше входил в кадр при подъеме с кровати.

    9. Достигнут хороший эффект зажигания спички. Но свет от камеры не должен был попадать на руку. Надо было поставить дополнительный прибор узкого света справа для подсветки руки изнутри. Слишком сильный контровой свет.

    10. 11. Здесь была ошибка монтажа по темпу движения. В одном кадре служанка шла быстро, в другом медленно входила в кадр на деталь. В цифровом варианте это было чуть исправлено ускорением кадра в монтажной программе.

    15. При зажигании спички надо давать первый эффект света. Когда спичка загорается, она дает много света (также как керосиновая лампа). В этом же кадре свет зажигается только при разгорании керосинки. Слишком пересвечена керосиновая лампа изнутри. Надо было дать меньше света на встроенную лампочку (по диммеру). Надо учитывать экспозицию внутри лампы, чтобы «керосинка» была в проработке.

    16. Кадры примерно одинаковых крупностей и с похожим фоном плохо монтируются. Свет сверху совершенно не обоснованный.

    17. Слишком слабый по свету луч, падающий на пол. Резкость можно было изначально ставить не героя. Письмо можно было оставить в нерезкости. Не очень хорошо, что героя мы проецируем на плоскую стенку. Слишком плоский кадр.

    18.19. Эффект монтажа «монтаж с изменением крупности по одной оси». Это необходимо, чтобы эффект резкого возникновения света из окна лучше передался зрителю.

    21. На радостях съемки последнего кадра не ошибайтесь! Я забыл про рамку кадра и поэтому натюрморт был обрезан.
     

    Киноосвещение №2

    В КАФЕ
    По мотивам Иосифа Бродского "Зимним вечером в Ялте" (4 мин, 2014 г.)
    Режиссеры: Салаев Михаил и Кастальская Ольга
    Оператор-постановщик: Салаев Михаил
    Художник-постановщик: Кавешникова Анастасия
    Роли исполняют: Соловьев Павел, Турончик Татьяна


    Литературный сценарий
    В  КАФЕ
    (cценарий этюда киноосвещения №2)


           Будний день. Пустое кафе и за стеклом море.
           Он заказал виски со льдом и теперь с удовольствием наблюдал, как очаровательно-длинноногая барменша не спеша, но уверенно возилась с бутылкой, стаканами и льдом. Наконец, она поставила на полированную поверхность сосуд, наполненный золотистой жидкостью и на её безымянном тусклое кольцо внезапно преломило оранжевый луч заходящего солнца и молодому человеку пришлось даже сощуриться от этой вспышки. Она заметила это и улыбнулась.
            Солнце зашло, синий сумрак заполнил небольшое помещение кафе и только  лампочки, которые барменша зажгла над стойкой и свеча на столике молодого человека, пытались бороться с этой синевой.
             Он сидел за столиком, потягивал виски и одновременно пробовал что-то рисовать на куске белого картона. Разноцветные мелки были рассыпаны по стеклянной поверхности стола. Рисуя, он то и дело поглядывал на девушку.   Девушка и это заметила, достала из сумочки зеркальце, помаду и занялась лицом. Он продолжал рисовать, а она причёсывалась, задрав голову, чтобы увидеть себя в подвешенном над баром зеркале. Через зеркало она видела, что молодой человек по-прежнему что-то рисовал. Теперь он заметил, что девушка смотрит на него и тоже улыбнулся.
             Длинноногая барменша протирала столики. Это занятие позволило ей, постепенно передвигаясь от столика к столику, оказаться за спиной молодого человека и заглянуть через его плечо. Что там на картоне? Выражение крайнего любопытства  на её лице сменилось нескрываемым разочарованием. Она выпрямилась, подошла совсем близко к столу художника и не таясь рассмотрела рисунок. На картоне было синее море, снежинки за окном,  и отражающаяся в оконном стекле свеча.
                                      Квадрат окна. В горшках – желтофиоль.
                                      Снежинки, проносящиеся мимо…

     

    Операторская экспликация


    В этой работе будет два состояния света. Первое состояние – это теплый закатный свет, освещающий барную стойку и барменшу через окно. Направление луча света практически параллельно полу. Контраст на лице 2 ступени. Комната достаточно светлая. Надо передать ощущение яркости света и лучей заходящего солнца. Для этого будем использовать засветку объектива, и держать фактуру лица +1,5-2 ступени над серым. Светлая тональность кадров. Большая часть кадра наполнена светом, но есть и тени на витрине от бутылок, чтобы яркость света читалось на контрасте с темным. Фактуры подбираем средней тональности, сорочку барменши подбираем светлую желтоватую или розоватую, теплого оттенка. Одежду художника подбираем холодного оттенка, тоже среднего или чуть ниже среднего тона. Делаем яркие акценты цвета: например, ярко красные губы барменши или цветные бутылки на втором плане, цвет коньяка, цвет перстня. Создаем кольцевую композицию произведения. Начинаем кадр с детали и заканчиваем на ней. Все кадры стремятся к плавному спокойному движению камеры. Этим самым мы подчеркиваем спокойствие и умиротворенность данного места. Помещение, наполненное цветом и светом, располагает к творчеству и любви. Это надо передать в первой части работы. Кадр с бликом от кольца снимаем со звездным фильтром и усиливаем его, делая яркую засветку, на постпродакшн.


    киноосвещение №2 салаев в кафе


    Переходить ко второму состоянию будем плавно в одном кадре. Будет подобие ускорение времени: со стола художника будет уходить закатный свет, и пространство заполнится холодным заполнением, нарочитым, сильным, что подчеркнет уход теплого настроения. Все пространство заполнено холодным рассеянным светом от окон. Лампочки, которые зажигает барменша, «прорежут» эту синеву. Это раскроет строчку автора: «лампочки и свеча… пытались бороться с этой синевой». Цветовой контраст будет на полную компенсацию 120 мрд. Контраст на лице героев у свечки и у барной стойки 2,5-3 ступени. Должна создаться определенная «интимность» в помещении. Темная комната и мелкие источники света, прорезающую темноту: свечи, красный торшер и лампочки. Эта интимность и романтичность должна еще больше внутренне сближать героев. Движение камеры сохраняет свою плавность. Длинный кадр с переходом состояния можно украсить небольшим наездом камеры. В сцене у зеркала камера частично обретет субъективный характер, заглядывая вместе с героиней в отражение.

    Чтобы зритель почувствовал постепенное ненарочитое приближение барменши к художнику, мы сначала снимем общий план, где она протирает дальний стол, а позже перейдем на ее точку зрения. На дальний стол будет падать луч от красного торшера, на второй стол – луч от уличного фонаря из окна. Кадр когда героиня выглядывает из-за плеча художника, чтобы увидеть нарисованное, будем снимать с рук, субъективом. После этого камера остановится. Барменша оценит работу и обойдет героя. Взгляд поднимется, взгляды встретятся. Эту встречу взглядов мы передадим в ряде кадров «восьмерки» с небольшим движением камеры на актеров. Здесь надо будет передать ощущение внезапной чувственной связи между героями. После этого герои на фоне с окном, за которым внезапно пойдет снег, медленно приблизятся друг к другу. Камера будет продолжать движение вперед. Как только камера практически въедет в героев, мы увидим, что они практически поцеловались. В этом месте через расфокус мы сделаем склейку со следующим кадром. Камера отъезжает от расфокусированного сверхкрупного плана героев. Они танцуют. Ручная камера будет плыть вокруг актеров в обратном направлении их кружения. Это ускорит их танец. Она будет то приближаться, то отдаляться от героев. Свобода движения и дыхание камеры подчеркнет воодушевленное состояние героев. В конце зритель увидит деталь в конце кафе, и на втором плане в расфокусе барменша и художник застынут в красивом положении финала их танца.

     

    Подготовительный период


    Эту работу я делал совместно с режиссером, актерами и художником-постановщиком. На встречах мы обсуждали кадры, их содержание, наполнение, актерскую игру. Очень много советов давали сами актеры. Мы обсуждали мотивации их действий, их последовательность, цвет, фактуру и вид одежды. Я впервые все готовил целостно во взаимосвязи друг с другом. Цвет занавесок, скатертей и цвет одежды, цвет предметов и цветное освещение, падающее на них, игру актеров и соответствующее движение камеры. Нужное состояние кадра я передавал совершенно различными средствами: и светом, и цветом, и наполнением, и композицией, и фактурами, и мизансценой, и движениями актеров, и движением камеры.

    С художником мы решили, что будем воссоздавать стандартное уютное достаточно светлое кафе с обычными столиками и интерьером. Наполнением будут служить картины цветов, висящие на стенках, зеленый вьюн, украшающий углы комнаты, цветы на специальных подставках. Мы специально посмотрели, как выглядят барные стойки в разных ресторанах и как делают коктейли. Отталкиваясь от этого, мы заполняли барное пространство и продумывали последовательность действий барменши в сюжете. В цветовой гамме мы остановились на преобладании красновато-рыжих оттенков, чем-то сочетающихся с закатным солнцем.

    Заранее было продумано техническое обеспечение. Например, специально заранее был подготовлен boom с выносом 2 метра для установки света над столом художника, чтобы создавать эффект свечи во второй части съемок. Для снега были сконструированы своеобразные носилки из двух длинных деревянных планок и пленки. Эту конструкцию держали с двух сторон и трясли, снег постепенно падал вниз. Позже я понял, что при наличие лессов, надо было бы бросать снег руками с них, только с большей высоты. Снежинки бы распределялись в воздухе, и снег выглядел бы более реалистичным.
    Очень тяжело было раскадравать сцену, когда барменша делает коктейль. Должна быть определенная последовательность действий, переходящих друг в друга с разных ракурсов. Подобрать моменты перехода, выбрать ракурсы, крупности, подчеркивающие поведения героев, при этом, не забывая про движение камеры, было непросто.
    На подготовке была проделана большая работа.


    киноосвещение №2 салаев в кафе

     

    Постпродакшн


    Монтаж видео после скана «ТЕЛЕКИНО» производился в программе Adobe Premiere. После выписки футажных номеров, было сканирование негатива в разрешении 2К. Цветокоррекция проводилась на системе «Люстра» во ВГИКе. Я впервые столкнулся с это системой. Человек, управляющий программой, оказался профессиональным. Мы очень легко понимали друг друга. Все мои пожелание мгновенно схватывались ею и выполнялись. Она давала очень дельные советы. Вообще такой специалист, особенно колорист, очень важные кино профессии, с которыми не только надо считаться, но и максимально прислушиваться к их мнению. Они видят гораздо больше нюансов, чем даже маститый оператор.

    Я научился четко формулировать задачи света и контраста в кадре. В трех кадрах были использованы затемняющие углы маски. Это говорит о недоработке световой схемы во время съемки кадра. Надо было использовать сетки или флаги.

    После этого я вывел готовый проект в DPX и мне собрали DCP проект (кино формат).

    Интересный момент, что контраст на мониторе компьютера, даже откалиброванном, получается меньше, чем при показе в кинотеатре при проекции. Я сделал две версии кино. Одна – в DCP, а вторая, более контрастная,  для видео, интернета, ТВ.
     

    Критика


    В целом я доволен своей работой. Она получилась довольно профессиональной, целостной и лаконичной. Большинство задуманного я смог реализовать.

    Главное для меня, что я получил сюжет в единой стилистике. Она прослеживается от первого до последнего кадра. Насыщенный колорит, теплые краски заката, последовательное движение камеры, ритм монтажа, развитие сюжета, заполнение пространства. С одной стороны ощущается реалистичность происходящего. С другой стороны излишняя красочность, насыщенность, яркий фон города за окном, музыкальное сопровождение, клиповый монтаж, сочетание звуковых и изобразительных акцентов, дает зрителю знать, что это снято постановочно. Можно легко определить, что фон за окном не настоящий, но получается некая образная условность происходящего, и зритель принимает её, какая она есть.

    Есть ощущение стилистики голливудских фильмов 50х годов XX века, где мы уверенно различаем декорации, напечатанные дальние планы долин и городов, видим наполненные светом пространства помещений, горящие яркими красками, где изображение насыщенное и сочное. Конечно, это только ощущение, и операторская работа не дотягивает до такого уровня, но зато мне приятно, что я смог от начала до конца выдержать один стиль и ритм во всех кадрах. Можно сказать, что получилась особая атмосфера.

    Но есть моменты, которые кардинально расходятся с задуманным. Это относится к ночной части работы. Не совсем получилось создать «интимность» освещения. Акценты света – свечка и лампы над барной стойкой – заливают своим светом пространство. Много синего заполнения, что выглядит неестественно. Дальние стенки не притемнены. Многое получилось исправить на цветокоррекции, например, затенить часть стенок, убрать синеву в тенях, притушить заполнение (средние тона), уменьшить яркость эффекта свечки по сравнению с эффектом лампочек.

    Еще важная проблема. Это сильный контровой свет в некоторых кадрах. Очень не эстетично и неправдиво смотрится верхний свет на голове персонажа, когда он сидит перед столом со свечкой. Свет не может быть сверху. Надо было поставить прибор сзади стола снизу, а верхний свет, идущий на героя, перекрывать.

    В некоторых кадрах для ощущения пространства надо было притемнять передний план, стенки вокруг окна должны были быть темнее, часто есть ощущение сильного заполнения. Это помарки похожи на неправильные мазки краски по тону и цвету на холсте. Но в совокупности они сильно портят картину, разрушая глубину пространства, объем и реалистичность.

    Несколько раз появлялась тень от камеры на героях, например во время танца. В одном кадре вообще в окне видны штативы. Такое нельзя допускать на съемках, надо быть более спокойным и внимательным. В современном кинематографе в этом помогает «плейбек» – большой экран, где можно увидеть все мелочи и недочеты. Есть даже специальная профессия – человек, следящий за ошибками во время съемки. Но это не снимает ответственности с главных лиц: режиссера и оператора.

    Есть проблемы в монтаже. Некоторые кадры с барменшей плохо «состыкуются». Не спасают и звуковые акценты. Не сняты так называемые оправданные «перебивки». В подготовительном периоде невозможно подробно и точно разработать монтаж съемки, особенно при нехватке опыта. Поэтому стоит придумать несколько дополнительных кадров, которые можно ввести в сюжет, они будут оправданны, при этом скроют проблемы монтажа. На площадке часто происходят непредвиденные вещи, что также можно повлиять на будущую «немонтажность» кадров.

    Некоторые кадры я хотел монтировать на движении, но из-за того, что площадь движущегося объекта очень маленькая в кадре, кадры все равно не склеивались. В некоторых соседних кадрах на лице героя был разный свет или свет в одном кадре был контровой, а во втором, при съемке с обратной стороны, практически фронтовой. Здесь «немонтаж» происходил по тону. В будущем я буду это учитывать.

    Для оптимизации съемки, некоторые планы я повторял. Есть несколько похожих общих и крупных планов, хотя они повторяются через некоторое время. Лучше придумывать новые более интересные планы, а не повторяться. Повторы – это выразительно скучно и отдает «сериальным» монтажом.

    Что касается мелких ошибок, на примере «в кадре не горит спичка» или «за вторым окном не идет снег», то их около десятка. Но удивительно, их упорно никто не замечает на первом просмотре, а бывает и с третьего. Очень интересно, с чем это связано, потому что когда их замечаешь, невозможно представить, что они не видны для зрителя.

     

    А теперь давайте разберем некоторые кадры подробнее:


    1. Вступительный общий план. В этом кадре удалось передать ощущение закатного вечера, когда солнце уже приближается к горизонту. Для этого использовались фильтры «половина теплого» и «половина минус грин (розового)» в сочетании. На цветокоррекции тени делали холоднее, а света чуть «рыжили», делали теплее. Закатное солнце – это не высвеченное светом помещение, а уже первый сумрак, потому что света от неба идет меньше, солнце опускается. Только локальные рыжие лучи солнца попадают на стенку. Это видно в этом кадре. Я считаю, не хватает теплоты лучей и очень сильно мешается фотофон, который сразу бросается в глаза и убивает реалистичность.  
    Была сделана специальная засветка объектива, что дало интересный эффект. Отдельный прямой прибор на границе рядом с краем кадра светил прямо в объектив в определенном месте перемещения камеры.
    Этот кадр начинался с детали – объявления «Вечер танцев в 18 ч». Эта деталь вводит нас в сюжет, объясняя концовку видео, и на этой же детали мы заканчиваем.

    Отдельный контровой прибор работал на героя, создавая эффект заката, при том что свет из окна на него в реальности не попадает.

    Передний план кадра надо было бы притемнить, ведь в реальности свет из окна не должен проникать так глубоко в помещение. Это можно было сделать с помощью сеток или флагов, перекрыв заполняющий свет на данный участок.

    Не хватает света на фотофоне, так как в реальности источник света (небо) должен быть ярче, заоконное пространство светлее света, проникающего в помещение. Может быть, именно этот факт сильно испортил впечатление от фотофона. Его надо было уводить на грань «пересвета».

    киноосвещение №2 салаев в кафекиноосвещение №2 салаев в кафе
    2. В этом кадре, как считают многие, слишком фронтальное освещение («заливуха»), но лично меня все устраивает, кроме «немонтажа» первого и второго кадров. Проблема фронтального света отражается не на лице, а больше на фактурах рубашки. Рубашка превращается в одно большое яркое пятно. Если бы свет был «боковее», то фактура рубашки бы подчеркивалась лучше.

    Этот кадр очень затянут, потому что не было снято «перебивок» и монтаж был задуман на движении. Сократить его не удалось. К тому же большой акцент делается на маленькой зеленой бутылке, что способствует возникновению мысли об «она его хочет отравить ядом».
    Очень хорошо смотрится отражение в зеркале. Удобно зеркало опускать в пол, чтобы отражалось только то, что рядом с ним, а не вся площадка. Крепить его надо с расчетом, что можно корректировать его положение для нужного отражения.

    киноосвещение №2 салаев в кафе

    3. Очень приятное движение камеры, что вписывается в динамику всего монтажа. Свет поставлен так, что «бликуют» и горят посуда, бутылки, стаканы, видна фактура барной стойки. Это подчеркивает закатный яркий направленный свет.

    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
     
    4. В  этом кадре нельзя было использовать фронтальное освещение. Женская рука смотрится как «оглобля». Это ошибка оператора. На такую деталь надо было ставить отдельный боковой скользящий свет.
    Для поддержания цветового баланса в этом кадре были добавлены холодные блики на стакане. Они обусловлены соседними окнами и холодным заполнением от неба. На цветокоррекции я еще раз убедился в их важности. На съемке надо продумывать монтаж кадров и стараться, чтобы кадры были похожи не только по состоянию света, светлым пятнам, но и по цветовому контрасту. Поэтому я часто добавляю холодный свет даже туда, где он не оправдан, но нужен для монтажа.

    Яркий блик и засветка частично были добавлены и усилены на «постпродакшене».



    5. «Солнце зашло, синий сумрак заполнил небольшое помещение кафе» Это сложный длинный кадр с двумя изменениями светового состояния. Закатный солнечный свет, ночной свет, свет от свечки.  
    Слишком фронтальный свет от солнца, в следствие плоское изображение.

    Неправильно сделан эффект зажигания спички. Кроме того, что свет загорается несинхронно с зажиганием спички и свечки, я не учел того, что рука перекроет верхний свет, который создает «световой круг». Из-за этого свет идет не снизу (сбоку), как это должно быть, а сверху и криво. Надо было ставить источник света в другом месте. Еще световой круг на барной стойке на заднем плане не исчезает, когда мимо него проходит героиня. В реальности она должна давать тень. Но это уже меньшая ошибка. Она незаметна и позволительна. Часто мы обманываем зрителя, но создаем нужное впечатление.



    6. В этом кадре надо было изобразить: «…и только  лампочки, которые барменша зажгла над стойкой и свеча на столике молодого человека, пытались бороться с этой синевой». Для этого я сделал холодное заполнение с полной компенсацией, и постарался, чтобы возникла борьба между холодным и теплым светом. Но перестарался.

    Заполнение слишком холодное и его слишком много.  Очень многое пришлось исправлять на цветокоррекции. Например, затемняли левую стенку в конце кадра, опускали средние тона, убирали синий в тенях.
    В реальности свечка должна давать меньше света, чем лампы. У меня же свет от обоих источников был похожий. Пришлось притемнять передний план со светом свечки.

    В начале кадра я очень удачно добавил маленькое локальное теплое заполнение на спину барменши и блики на бутылки. Эти оранжевые пятна объединили пространство в соседних кадрах.

    Свечка дает более направленный свет. Контраст на лице должен быть большим, чем при свете от лампы, примерно 2,5 ступени. На лице же у художника контраст маленький. Теряется ощущение локальности света и эффект света от свечки. Надо было давать меньше заполнения на передний план.

    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
     

    7. Этот кадр интересен движением камеры и многоплановостью, приятным рисующим светом на лице героини.

    киноосвещение №2 салаев в кафе
     
    8. В этом кадре не обусловлен красный свет. Зритель не понимает откуда он взялся. Это произошло из-за того, что я не доснял один общий план, где должен был заявить лампу с рыжим абажуром. Эту лампу мы видим только в конце ролика. К тому же эта лампа не дает красный свет. Свет через абажур практически не пробивается, а снизу идет обычный теплый свет. Здесь налицо неоправданное использование цветного освещения.

    Кадр приятен внутрикадровым монтажом, выходом с переднего плана на общий.



     
    9. Кадры со свечкой, по-моему, удачны. Я попросил ассистентов немного водить пальцами перед приборами, что создает ели заметное колыхание свечки на лице. Но надо было так поступать во всех кадрах. На заднем плане в окне очень сильное холодное освещение. Я его обосновывал фонарем, но его слишком много, оно отвлекает.
    В таком кадре надо подчеркивать локальность освещения. Надо затемнять и передний план, и фон. У меня это было сделано не до конца, поэтому на цветокоррекции была наложена градиентная овальная маска, притемняющая края.

    киноосвещение №2 салаев в кафе

    10. Самая большая ошибка этого кадра – это сильный контровой и верхний свет. Уничтожается эффект свечки. Свет должен идти снизу, но это было очень сложно реализовать на общем плане.

    Хорошо смотрится снег за окном благодаря холодному контровому свету. Но падает он неравномерно. Правильно кидать снег щепотками с большой высоты. Снег равномерно разлетается. Желательно добавить ветра от вентилятора, но у меня вентилятор был слишком слабый. У меня снег кидали с помощью длинной конструкции и с очень низкой точки. Заметно, что снег не настоящий не только по его виду, но и по тому, как он летит.

    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
     
    11.В ролики было использованы несколько субъективных кадров и кадров, снятых с рук. Самым сложным был кадр с танцем. Но не ручная камера была сложностью, а то, как высветить павильон при съемке во всех направлениях. Это очень сложная задача. Я считаю, что с ней справился.

    Есть недостатки. Например, тень камеры, проскользнувшая на героях, слишком направленное заполнение от «кинофло», что привело к появлению резких теней от штор и других предметов, отстающий фокус. Чтобы не попасть в отражение в зеркале, пришлось в одном месте, близко приблизившись к героям, резко поменять направление съемки.

    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
    киноосвещение №2 салаев в кафе
     

    Вывод

    Благодаря съемке «Киноосвещение №2» у меня появились новые навыки по работе со светом, цветом, контрастом, эффектами освещения, организации съемки. Для себя я сделал выводы по монтажу, подготовительной работе, по использованию различных источников света, светофильтров, по продумыванию мизансцен и внутрикадрового монтажа.

    В целом, считаю, работа удалась по причинам:
    1)    Близкая к литературному сценарию
    2)    Имеет единый стиль
    3)    Практически все задуманное реализовано
    4)    Ощущается реальность источников света

     

    Автор сайта Салаев Михаил

    Категория: Операторское мастерство | Автор: Салаев Михаил
    Просмотров: 7943
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Теория кино [16]
    Прочие статьи и информация по теории кино
    Режиссура [27]
    Теория и статьи по режиссуре
    Операторское мастерство [26]
    Теория и статьи по операторов
    Критика фильмов [6]
    Статьи о фильмах
    История кино [12]
    Воспоминания о прошлом, история документального кино
    Монтаж [5]
    Теория и статьи по монтажу



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz