Главная
Вход
Регистрация
Главная | Новое | Контакты
кино и фото искусство

  Автор блога МИХАИЛ САЛАЕВ
Vk.com | Fb.com | YouTube | naviduu.ru
Кино и фото искусство

  • ПРИГЛАШАЕМ
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • КОНТАКТЫ

  • Проекты
    ВОЗРОДИМ КИНО:

    Реклама


    Главная » Статьи » ИСКУССТВО и ТЕОРИЯ КИНО » Операторское мастерство

    Анализ фильма "Bonus Crack". Рапидная киносъемка. Практические советы

    Анализ фильма "Bonus Crack". Рапидная кино съемка. Практические советы

    BONUS CRACK
    (16 мин, 2014 г.)
    Режиссер: Ларионов Марк
    Операторы-постановщики: Салаев Михаил и Левченко Игорь
    Художник-постановщик: Анна Чепусенко
    Роли исполняют: Елизавета Прокудина, Николай Лупанов
    (НА ФЕСТИВАЛЯХ) 


    Операторская экспликация.

    Анализ фильма "Bonus Crack". Рапидная кино съемка. Практические советыОсновной целью фильма являлся показ изменений внутреннего состояния героя, переживающего нравственные проблемы. Мы должны были погрузить его в другое пространство переживаний, его видений, иллюзий, чтобы показать движение героя к богу. Фильм делится на три части и обрамлен кольцевой композицией.

    Первая часть – это начало и конец фильма. Это пространство яркой солнечной ухоженной, но в то же время условно-чистой, комнаты, в которых происходит диалог-размышление о любви двух героев парня и девушки, заканчивающийся вопросом: «А скольких ты любил?» - «Ни одной» - «А меня?» Задачей данной части было показать «позитив» этого пространства, чтобы максимально отделить от дальнейших событий, и «условность», чтобы обобщить до образа. Для максимального усиления ощущения, было решено создать условную «божественную», высвеченную золотым или ярко-желтым светом, комнату.

    Большое окно, из которого льется свет, условная единичная мебель, большая кровать посередине, простые предметы быта, светлые фактуры.

    Николай Лупанов. Анализ фильма "Bonus Crack". Рапидная кино съемка. Практические советыМы задумали держать светлые участки на грани вылета, создавая «высокий ключ». Считали допустимым и уйти в «пересвет», чтобы добиться «необычности» и «позитивности». На «цветокоррекции» заранее задумали увести белый свет в золотистый. Для «остранения» происходящего решили использовать «рапидную» съемку и перечисление динамических деталей обстановки комнаты, которые бы раскрывали нужное ощущение. Эти детали продумывались вместе с режиссером с учетом специфики скоростной съемки. Надо было понять, какие вещи наиболее выразительны в замедленном действии. Отсюда появились «занавески», «листы книги», «перышко», «вентилятор», «стакан с водой». Все это должно вводить зрителя в необычный условный, но «позитивный» любящий мир.

    Вторая часть – это вся середина фильма, кроме сна героя. Это его видение, куда он «проваливается», и в котором происходят странные события, позволяющие показать борьбу героя с самим собой.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов НиколайВ этом мире он находится в страшной грязной заваленной комнате. За основу внешнего вида комнаты был взят «наркопритон» - скрытое от глаз неухоженное жилище наркоманов. Там он просыпается на той же самой кровати с той же девушкой, но вокруг все совсем другое. Он начинает искать какой-то предмет (подразумевается наркотик «крек», который находился в заначке на черный день, поэтому «бонус»:  отсюда «бонус крек» - название фильма). Нервные поиски, когда он начинает громить все на своем пути, оканчиваются тем, что герой начинает подозревать героиню в пропаже наркотиков, берем молоток… Но разбивает телевизор, по которому параллельно идет заманчивая, назойливая, всем известная реклама шипучего лекарства «Аспирина». Далее он раскаивается в происходящем с ним. Идет тяжелый внутренний монолог, заканчивающийся опусканием иконки.

    Как это показать? Чтобы возникло ощущение «проваливания» в другое пространство, во-первых, показать остановившееся время кадром с часами, во-вторых снять длинный кадр с изменением светового состояния с наездом на героев (план сверху над кроватью). Главная мысль - «мир рушится». Яркий солнечный свет уходит, и комната заполняется холодным светом, становится мрачной и темной. С потолка летит пепел и грязь. На крупном плане героя в него летит штукатурка. При ее разбивании, герой оказывается в другом пространстве «наркопритона» и камера вновь отъезжает, показывая новые подробности.

    Чтобы подчеркнуть мрачность комнаты, во-первых, был выбран реальный интерьер старого заброшенного сельского дома, во вторых, было решено оставить в помещении только одно окно, в-третьих, отыгрывать изображение с помощью настенного светильника с кроваво-красным абажуром.

    Холодный синий и кроваво-красные пятна света должны придать изображению нужную нам мрачность. При этом это должны быть только намеки «преисподнии», потому что грязная «бытовуха» комнаты тоже должна читаться, оставляя героя в возможно существующем пространстве.

    Чтобы усилить эмоцию героя, когда он ищет наркотик, решили опять использовать «рапид» во время того, как он бросает в стороны различные предметы. «Рапид» также понадобится, чтобы создать некую комичность, вычурность и гипертрофированность чувствования наркомана.

    Момент бешеного поиска наркотика кроме «рапида», решили выделять ярким красным светом, заливающим комнату. В этой сцене появляется новое видение героя: голая прыгающая девушка с огромной таблеткой в руках. Но потом, когда герой оборачивается, мы вновь видим холодно-красный свет, который был до этого.

    Также необходимо снять рекламу «Аспирина», которая будет параллельно идти по телевизору во время происходящего. Задача съемки: сделать рекламный ролик, но создать пафос за счет длинных, «рапидных», многоракурсных кадров падения и шипения таблетки в стакане с водой.

    Во время поиска наркотика, за окном планировался эффект ночи и фонаря, светящего холодным светом, во время длинного монолога героя – раннее утро, первый заполняющий свет от неба.

    Монолог решили снимать долгим одним кадром, чтобы создать эффект присутствия и не отвлекать зрителя, выделить этот кадр своей продолжительностью. Единственное, оставить медленное движение камеры – отъезд.

    Кадр до протирания иконы задумано было снимать на объектив «рыбий глаз». Задача – показать ощущение субъектива, что на героя кто-то смотрит. В следующем кадре, зритель должен понять, что это смотрит бог.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев МихаилТретья часть фильма – это «сон во сне». Во время происходящего в мрачной комнате, у героя появляется новое видение, новый более глубокий уровень нереального – герой оказывается на снежно зимней улице босиком, и идет в сторону большого озера. Там встречает, по задумке, «смерть»-рыбака, который ловит на наркотик «бонус-крек» рыбу (намек на людей). Герой видит наркотик и клюет на него, тянется, пытается схватить, но проваливается под лед. Нам необходимо еще большее «остранение» эпизода. Для этого задумано на «цветокоррекции» все увести в холодный свет, а снимать, подбирая цветовую температуру для более холодного изображения. Кроме того, искать необычные композиции, ракурсы и натуру.

    После «сна во сне» герой выходит на улицу, падает в снег, возле него оказывается его девушка и у них продолжается диалог начала фильма. Ключевое выражение: «Теперь ты стал совсем чистым». После вопроса «А меня?» мы через похожий крупный план на снегу, попадаем вновь в теплую «позитивную» комнату и слышим позитивный ответ: «А тебя – да». Здесь важно было создать максимальный контраст в изображении, чтобы почувствовать доброе после всего злого, что мы увидели.

     

    Подготовительный период. Подготовка оператора к фильму.

    1. Творческие обсуждения

    Мы называли их творческим штурмом. Я считаю, эти встречи необходимы для хорошей подготовки к фильму.

    Задачи:

    - Визуализировать идею в виде «раскадровки» и продумыванию движения в кадрах, их склейки и последовательности

    - Продумывание всех творческих подробностей:

    оператор – должен увидеть картинку будущего фильма: формат кадра, изображение, свет, цвет, композиция,  движение камеры, монтаж, технические приемы, методы реализации

    - Продумывание всех технических вопросов:

    оператор – должен придумать, как технически реализовать задуманное: какая камера и формат записи, операторское оборудование, световое оборудование

    - Продумывание всех организационных вопросов совместно с продюсером и администратором

    оператор – должен придумать, как он осуществит техническую реализацию: заказ осветительного оборудования,  работа с кино прокатами, поиск или изготовление нужных приспособлений, организация операторской группы

    Этот список очень упрощен. Он является примером того, что можно обсуждать на встречах. Есть разные варианты подготовки к фильму, но когда каждый участник съемочной группы вовлечен в творческий процесс, имеет право на свое мнение и его отстаивание, это для меня самый близкий вариант. Именно в коллективном уме рождаются наиболее удачные решения.

     

    Кроме того, важно:

    - Присутствие всей творческой съемочной группы (режиссер, оператор, художник, звукорежиссер и продюсер). Каждый из участников смотрит на историю под особым своим углом и может сделать интересные нестандартные предложения.

    - Окончательное решение принимает один человек, чаще всего режиссер или продюсер. При спорных вопросах всегда должно быть «единоправие».

    - Создание окончательной «раскадровки» на этих встречах. Вся съемочная группа будет понимать все тонкие нюансы изображения кадров при участии в их создании.

    - Творческая свобода. Создается благоприятная творческая атмосфера, когда каждый участник группы понимает свою важность в создании кино произведения.

    Оператор играет ключевую роль в этих обсуждениях, потому что отвечает за изображение. Он должен понять все пожелания и идеи режиссера, продумывать каждую мелочь, защищая правильные, по своему мнению, изобразительные решения.

     

    1. Операторская экспликация

    После таких встреч создается операторская экспликация (творческая интерпретация кинопроизведения с точки зрения оператора). В нее входит:

    - описание изобразительного решения кадра

    - операторское оборудование, требующееся для этого кадра

    - осветительное оборудование

    - ГРИП (крепежное оборудование)

    - схема мизансцены и движения камеры

    - схема света

    На съемочном периоде думать некогда, поэтому, чем больше продумать до съемок, тем больше будет возможностей заниматься творческими вопросами во время съемки, а не организационными и техническими.

    Схемы света особо помогают при съемке, даже если они примерные и сделаны в виде наброска. Часто выставляется придуманная схема света и, ориентируясь на нее, происходит подгонка освещения под данный съемочный объект. Даже если световое решение меняется, то первая схема дает точку опоры, возможность увидеть один из вариантов освещения.

    К тому же, схемы света помогают понять, какое осветительное оборудование необходимо для съемки. Очень ценятся операторы, которые не берут много лишних осветительный и иных приборов, якобы «на всякий случай». Правильное продумывание количества и видов техники приходит с опытом.

     

    1. Операторская группа

    Далее собирается операторская группа (камермен, фокус-пуллер, механик камеры, ассистент и др.), и теперь оператор-постановщик отвечает за техническую подготовку и атмосферу в коллективе.

    ***

    Наша кино экспедиция

    При съемке «Bonus Crack» у нас была минимальная съемочная группа: режиссер, два оператора, художник, звукорежиссер, продюсер, два актера. Была организована экспедиция в Санкт-Петербург (первая локация: комната городской квартиры) и дачный поселок 50 км от Санкт-Петербурга на берегу большого озера (вторая локация и натура). Оборудование везли вручную в плацкартном вагоне (спали на «двухкиловатниках»). В деревне снимали в одном заброшенном деревянном доме, а спали в соседнем - в одной комнате. Во время съемок по очереди у каждого была вахта по поддержанию тепла, так как дома были с печным отоплением. На улице был минус.

    Стоит заметить, что у нас было два оператора-постановщика. Из-за некоторых обстоятельств мы договорились снимать на равных. На удивление, это совершенно не мешало процессу. Наоборот, находились общие интересные операторские решения. Продумывание световой схемы и кадра проходило сообща, а при реализации мы менялись сторонами: один наблюдает изображение и делает поправки - второй изменяет схему света, один за камерой - второй на фокусе. Но в принципе, такие творческие отношения могли возникнуть только в группе, где каждый ее член понимал роль себя для фильма не только в своей профессии, а как соавтор нашей общей идеи. Поэтому операторы ночью красили стены вместе с художником, звукорежиссер носил осветительное оборудование, продюсер готовила нам макароны, а режиссер больше всех колол дрова. Это драгоценное качества творческого коллектива.

     

    Съемочный период и «постпродакшн». Что получилось, а что нет.

    «Рапидная» съемка.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев МихаилДля «рапидной» съемки на двое суток была заказана камера sony nex fs700 (она позволяет снимать 200 кадров в секунду). Были заказаны средние по мощности источники света для маленького помещения: несколько ARRI 2квт. Свет приходилось двигать вплотную к объектам съемки из-за того, что его хватало по минимуму. Количество кадров в секунду ставили не выше нужного значения (без запаса), чтобы легче было работать со светом на расстоянии. Жесткий прямой свет часто хотелось смягчить плотным «фростом», но из-за маломощных приборов, это невозможно было сделать, поэтому приходилось выбирать такую точку расположения прибора, обычно контровую, чтобы свет не сильно «ломал» объект или выбивался из общей стилистики «заливки» светом.

    Для «рапидной» съемки нужно много света! Нужно учитывать возможную цветовую компенсацию прибора, и использование других световых фильтров.

    Мы понимали, на что идем, но приборов большей мощности у нас не могло быть.

    Мощность световых приборов сильно зависит от крупности и глубины планов! Для общего плана или крупного плана, где нужно высвечивать дальний план, требуется большее количество света, бывает в 2 или 4 раза. У нас возникали огромные трудности для набора экспозиции на общих «рапидных» планах. Приходилось на «посте» частично вытягивать изображение с повышением шумов в тенях.

    Надо представлять, как поведет себя замедленное изображение. Надо предугадать какое количество кадров в секунду потребуется для определенного действия, чтобы понять, какая камера понадобиться, и чтобы быстрее подобрать во время съемки нужное значение.

    Но не все зависит от количества кадров в секунду. Также на результат влияет само движение объекта. Приходилось изобретать всякие приемы. Например, сначала мы штору пытались колыхать двумя вентиляторами, но это было невыразительно и скучно. Потом решили просто лечь на пол и двигать штору руками, а за счет «рапида» резкие движения сгладились и стали более естественные, при этом количество кадров в секунду получилось уменьшить.

    Или сдуть перышко оказалось очень сложно. Хотелось медленного старта и нежного полета, но вентилятор ни в какую не хотел сдвигать перо. Стали дуть ртом – перышко улетало как ракета даже на рапиде. Здесь мы долго приспосабливались, чтобы, в конце концов, дуть с нужной силой и в нужном направлении.

    Перелистывание страниц книги оказалось сущим адом. Приходилось мять некоторые страницы, выламывать книгу и подстраивать под вентилятор, отпуская пальцем листы перед самым моментом съемки. С вентилятором долго искали необычную крупность с интересной композицией. Здесь пришлось повоевать со светом, чтобы он не был плоским, и в тоже время было светло. Для съемки крутящейся воды в стакане, мы поворачивали стакан на листке бумаги и изучали искусство вытаскивания ложки после размешивания, чтобы оставалась водяная воронка.

    При замедленном движении видны все изъяны, например при сползании ткани с кровати, в конце она была с неровным краем. Пришлось долго придумывать, как монтажно обрезать конец этого кадра. Поэтому:

    Продумывайте осуществление движения во время съемки рапида.

    Съемка «рапида» требует совсем другой схемы света, поэтому обычную и «рапидную» съемку надо разделять – происходит очень много перестановок. Очень много проблем возникает, из-за того, что необходимо создать иллюзию того же светового состояния в кадре, что и было. Так во второй локации часто мы светили прямыми источниками света, что нарушало световое решение, заявленное в комнате.

    «Рапидное» изображение интересно при движении камеры. Поэтому мы многие кадры снимали с кран-стрелки (вынос 2 метра). Например, кадр с люстрой, общий план над кроватью, герой кидает вещи. Здесь надо правильно подобрать скорость движения, чтобы в «рапиде» изображение смотрелось правильно. Обычно движение сильно ускоряли.

    При съемке «рапида» как и при съемке с дымом надо учитывать увеличения времени съемки. Из-за ограничения времени записи одного кадра в рапиде: 4 или 8 сек (200 и 100 кадров в секунду соответственно) на sony, надо четко продумывать действие и давать четкие команды, часто под счет 1,2,3. Время в рапиде очень растягивается. Если актер повернулся на 1 секунду позже положенного, в рапиде это запоздание будет уже в 4-8 раз больше. Поэтому часто требуется огромное количество дублей.

    Также мы учитывали, что некоторые кадры на «постпродакшн» мы сможем замедлить с помощью программы Twixtor почти безболезненно в 2 раза, конечно если движение не очень сложное. Эта программа справилась и с «рапидными» макросъемками рекламы «Аспирина» для фильма. Крутящаяся таблетка стала падать еще медленнее.

    В целом творческое использование «рапидных» съемок оказалось оправданным. В начале, это помогло «остранить» картинку, создать условное изображение, в кадрах поиска наркотиков выделить ярость героя и его действий, создать иронический оттенок повествования, подчеркнуть пафос рекламы Аспирина. Единственное, показалось, что частое использование этого приема в фильме уменьшает его эффект.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев Михаил

    Самым лучшим и самым сложным оказался кадр общего плана над кроватью (кадр №1), ведь здесь надо было скоординировать действия 7 человек до долей секунды. Одновременно кардинальное изменение света, которое осуществлялось тремя людьми, включение вентилятора для развивающихся занавесок, закидывание кадра грязью и пеплом, своевременное и точное отпускание куска штукатурки, падающей на героя. И самое интересное, что для нового дубля нужно было сделать мини генеральную уборку, так что позволить себе больше 2 дублей мы не могли. А как мы умудрились поместить вокруг кровати в этой маленькой комнате со всеми приборами в несколько ярусов, я не представляю. Но кадр нас не подвел, за исключением недоэкспозиции и шумов в тенях.

     

    Световое решение.

    «Божественность», нереальность, свечение пространства комнаты в первой части фильма, я считаю, мы не добились. Сказалась нехватка света и несмелость в «пересветке» белого. Не возникло ощущения наполненности светом всего пространства комнаты. Но с другой стороны «цветокоррекция» - смещение света в ярко-золотой оттенок, и «рапидные» кадры, справились с поставленной задачей – созданием «позитивного» изображения, но не до конца.

    Во второй локации «наркопритоне» (кадр №2) мы отказались от красной настенной лампы, потому что она бы настолько исказила цвет лица и отвлекла бы от действия, что мы решили сделать свет рыжевато-розовым (фильтры: теплая компенсация и минус грин). Но во время съемки приходилось поддерживать этот свет везде, происходила путаница в фильтрах, на «рапиде» пришлось вешать фильтры другой плотности. Разнобой цвета от разных источников привел к адской, неприятной, ядовитой мешанине. Только виртуозная техника цветокорректора позволила убрать эту проблему. Использование фильтра «минус грин» было не оправданным и только усугубило ситуацию. В данном случае можно было обойтись сильной теплой компенсацией, в крайнем случае, фильтром «соломка».

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев МихаилБольшой проблемой было определиться с основным источником света. Специально было запланировано настенную лампу расположить на дальней стенке от окна. Поэтому в съемках у кровати главный источник света – холодное окно, а у дальней стенки – лампа. По ходу съемок приходилось перераспределять мощность одного или другого источника света, но, по-моему, они не спорят в кадре, и все получилось как надо.

    Вторая проблема была в том, чтобы поддерживать существования второго источника света. В кадрах возле лампы, мы ставили обоснованные холодные контровые источники. В кадрах у окна делали общее теплое заполнение. Считаю, эта задача у нас удалась за исключением крупных планов и деталей. В реальности холодный свет от окна не мог попадать в эти кадры, но на монтаже при отсутствии холодных оттенков, кадры визуально плохо соединялись, возникало ощущение разных пространств. Приходилось «холодить» тени или искать другие способы, чтобы эти кадры смонтировались. Поэтому:

    При съемке кадров, особенно деталей, в одном пространстве, не забывайте поддерживать цветовое наполнение кадра. Если заявлен в кадре контровой холодный свет, то этот оттенок должен чуть, но поддерживаться и в других кадрах. Поэтому можно немного и «врать», добавляя нужный лучик. Это необходимо для монтажа.

    Многое зависело и от фактуры стен. Перед самой съемкой мы поняли, что ошиблись в тоне стен – они были светлокоричневые, пришлось в скором порядке делать черные, темнокоричневые искусственные пятна красками из баллончиков.

    Кроме света на светотональное решение кадра влияют фактуры и костюмы. Их тоже надо учитывать и заранее продумывать. И в этом обязательно должен участвовать оператор!

    Создать обстановку комнаты наркоманов, создать ее мрачность с учетом цветокоррекции удалось.

     

    Монолог.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев МихаилМногие приемы и решения приходят на съемочной площадке. Для усиления драматизма монолога, было придумано создать эффект качающейся лампы. Кроме медленного отъезда, открывающего пространство, ритмичное изменение света придает напряженность сцене. Было продумано, что зритель только в следующем кадре увидит саму качающуюся лампочку. Крупный план лампочки был снят позже, потому что не монтировались соседние два общих плана.

    Но была совершена ошибка в создании эффекта качающейся лампочки в первом долгом кадре. Этот эффект не похож на реальный свет: он падает больше на левую стенку, что странно, и очень слабый. Я решил светить не прямым светом от лампочки, а через отражатель «сильвер», поворачивая прибор на штативе. Но в дальнейшем мы поняли, что надо было светить реальной лампочкой.

    За окном была задача создать эффект раннего утра с первым светом от неба или пасмурный день. Из-за того, что съемка велась ночью, мы пытались найти способ создать день за окном. Мы ставили фрост-раму вплотную к окну и высвечивали ее, но это было не естественно, мы пытались «засветить» стекло окна, но это не получилось. Единственное, что мы смогли, это поставить несколько киловатт света на улице и высветить в контровом и фронтовом светах деревья. Но этого было недостаточно и за окном получился странный эффект света. И не ночь, и не день, и не фонарь: слишком уж «горят» деревья. Это была наша ошибка. Хотя создалась некая условность пространства, что не сильно помешало монологу.

    Кадр на объективе «рыбий глаз» у нас тоже не совсем получился. Надо было добавить плавное движение вперед или оставить статику, чтобы лучше прочиталась идея, что это смотрит бог. У нас же был какой-то странный трясущийся субъектив, снятый с рук. Надо было, чтобы герой протирал глаза на иконе, а при опускании ее, сделать субъектив опускания взгляда бога. В общем, идея не реализовалась.

    Выход на улицу.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев МихаилКадр с проходом по второму этажу дома с рассматриванием пейзажа тоже был придуман операторами на площадке. Он получился очень удачным, только не хватило мощности приборов, чтобы подогнать уровень света за окном и в помещении. На улице получилась «переэкспозиция». С другой стороны была задумка создать эффект ослепления уличным светом. Он усилился висящей тряпочкой, через которую проходит камера, и свет от окон резко «бьет» по глазам.

    Стоит заметить, что обязательно перед съемками надо задуматься об электропитании. Хватит ли мощности? Не старая ли проводка? Нужен ли дополнительный генератор? Где поставить генератор? Не будет ли он мешать другим людям? В этих старых домах было электричество, но по расчетам оно могло дать максимум 3 квт с дома. Был заказан генератор, но не проверен на месте. Во время съемки не получилось его завести. Поэтому нас спасли решение провести электричество от второго дома и чудо, что проводка выдержала до 8 квт. Конечно, пробки перегревались и выключались, но съемка с такими неудобствами все-таки была возможна.

    Также лучше не забывать: там, где генератор – там шумно, возникает вопрос с синхронной записью звука. Поэтому:

    Перед съемкой думайте об электропитании.

    Сон.

    фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев МихаилДля съемки сна долго искалась натура. Надо было найти необычное место и обязательно с мостиком, продумать точки съемки и ракурсы. Нам повезло с погодой – был туман, все запорошило снегом. Другого берега большого озера не было видно. Но погода не предсказуема. На второй день съемки, все было по-другому. Мы снимали обратную точку съемки, так что разница в тональной перспективе не почувствовалось и сцена смонтировалась.

    Старайтесь снимать на натуре все в одном направлении в один день, чтобы уменьшить возможность «немонтажа» при изменении погодных условий.

    На натурных портретах крупным планом мы подсвечивали глаза точечным переносным прибором с плотным «фростом». Смотрится это хорошо, но, по-моему, не реалистично. Откуда может быть такая яркая маленькая точка на улице? Обычно в глазах отражается большая площадь неба, и лучше ставить блики через большую площадь отражения чуть сверху от уровня глаз.

    Актер ходил босиком по снегу. Приходилось готовиться настолько тщательно, чтобы по возможности снимать с одного дубля. Нужно иметь уважение к коллегам по съемочной площадке. В качестве солидарности, в конце одной смены, многие решили побегать и покататься по снегу в одних трусах, но это было всего пять минут, так что актеру поддержки не хватило.

    Чтобы снять кадр из-под воды, съемка проводилась из специального подводного кофра в ванной. Лед был искусственно сделан художником фильма.

    Фильм был снят на фотоаппарат Nikon D800 с объективом Nikon 24-70 F2.8. Один кадр на объектив Nikon 14мм. Макро-планы снимались на макрообъектив Canon 100 мм. «Рапидные» кадры были сняты на камеру Sony nex fs-700 и родной китовый объектив 18-200мм. На удивление, эти камеры справились со своей задачей на твердую «хорошо». Что касается фотоаппарата Nikon в нейтральном режиме с большим динамическим диапазоном, то полученное видео хорошо поддавалось цветокоррекции, а зум-объетив 24-70мм давал удовлетворительное разрешение изображения.

    ***

    На каждом фильме есть свои байки:

    1. У нас была задача снять мостик со стороны озера, то есть мы как-то должны были пробраться на середину водоема. Лед уже схватился метров на десять, но был еще слабый, чтобы по нему можно было идти. После десяти метров был уже тонкий его слой и вода. Было решено воспользоваться резиновой лодкой, чтобы пройти это расстояние и выйти на воду. Для продвижения надо было пробивать ледяной путь перед лодкой. Получился своеобразный ледокол. Два оператора, спрятав камеру и штатив под куртками и вооружившись… топорами, минут десять продвигались к цели на лодке через лед. Пройдя метров 5, был услышан странный звук – лодку прорвало. На грани паники, операторская группа благополучно вернулась на берег. Съемки отменились. На следующий день, чтобы спасти положение, ничего не оставалось, как заделать пробоину и повторить приключение. Но в этот раз сильно подморозило - льдом покрылось большое пространство. Рисковые ребята, мы смогли пройти по нему пешкои на 15 метров от берега. Лед трещал, и съемка проводилась так, что все стояли друг от друга на расстоянии минимум двух метров, и оператор сам крутил фокус.

       
    2. Для кадра, где рука тянется к «бонус креку», герой должен был парить надо льдом длительное расстояние. Все наши идеи со стедикамом, выносом с мостика, оказались нереальными. Срочно устроили мозговой штурм. Притащили три огромные подушки и покрывало. Актер лежал на них, приподнятый надо льдом и тянул руку. Съемка велась с наклонного стедикама сверху вниз. Оставалось только придумать, как двигать без остановки конструкцию, составленную из актера и подушек. Можно было только пихать сзади, отталкиваясь ногами ото льда, но сцепления не хватало – ноги проскальзовали. Пробовали разные ботинки, но не помогало. Ботинок альпинистов конечно же не было. Решили увеличить площадь соприкосновения со льдом. Теперь толкающий упирался в лед своими коленками. И о чудо, конструкция начала равномерно двигаться. Но это было еще не все. Через несколько дублей чудо исчезло, как мы поняли, из-за того, что коленки намокли и заледенели. Все парни съемочной группы поучаствовали в этом процессе и уже у всех были мокрые джинсы на коленках. Смеркалось и оставалось мало времени, все пригорюнились. Но решение может найтись неожиданно. Оператор вспомнил, что под джинсами есть «подштанники» и они были более сухие и лучше сцеплялись со льдом. Такой своеобразный стриптиз помог снять этот кадр.

      фильм Bonus Crack режиссер Ларионов Марк актер Лупанов Николай операторы Левченко Игорь и Салаев Михаил

    Решение можно найти всегда, вопрос лишь во времени.

     

    Вывод:

    В этом фильме использовались различные виды съемок: макро, «рапидные», подводные. Были реализованы различные эффекты освещения: яркий день, фонарь за окном ночью, настенная лампа, качающаяся лампочка. Движение камеры осуществлялось кран-стрелкой, стедикамом и съемкой с рук. Использовалось большое количество деталей, интересных склеек кадров. Создана необычная световая атмосфера во многих кадрах. Это позволило получить очень разнообразный и интересный материал, вошедший в фильм.

    Но при этом были и ошибки: неправильная фильтрация приборов привела к цветовому разнобою кадров одной сцены, недостаток нужных цветовых пятен в изображении приводил к «немонтажности», недостаток света при «рапидной» съемке привел к «недоэкспозиции», некоторые световые решения не смогли быть реализованы или не выполняли свою задачу.

    Впервые я участвовал в кино экспедиции, почувствовал, что такое дружный кино коллектив, и как это важно для результата.

    Был получен большой опыт работы в интерьере, на натуре, в «рапидной» и «макро» съемке, подготовке к съемке и организации экспедиции.


    Автор сайта Салаев Михаил

    Категория: Операторское мастерство | Автор: Салаев Михаил
    Просмотров: 1366
    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Категории каталога
    Теория кино [16]
    Прочие статьи и информация по теории кино
    Режиссура [27]
    Теория и статьи по режиссуре
    Операторское мастерство [26]
    Теория и статьи по операторов
    Критика фильмов [6]
    Статьи о фильмах
    История кино [12]
    Воспоминания о прошлом, история документального кино
    Монтаж [5]
    Теория и статьи по монтажу



    Реклама

    Статистика


    Media-Shoot © 2007-2017 info@media-shoot.ru Хостинг от uCoz