Раритетная книга, которая не нуждается в описании, довольно редкая и довольно дорогая.
Операторское искусство — это новый, самый молодой вид изобразительного искусства. Его особенности заключаются в возможности с помощью света воспроизводить на кинопленке для последующего показа на экране объемно-пластические формы предметов, их цвет, глубину пространства, освещение в их движении, развитии.
Возможность изображения движения отличает искусство оператора от других видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
Поэтому, какой бы областью кинематографии ни занимался кинолюбитель, без знания, учета и понимания особенностей кинематографического изображения ему не постигнуть всех тех приемов мастерства, которые заключены в художественных возможностях этого еще нового, сложного и справедливо называемого синтетическим вида искусства.
Задача операторского искусства - выражение идеи и содержания кинофильма в художественно-образной, конкретной и убедительной изобразительной форме. Эти творческие задачи кинооператор решает специфическими средствами и языком своего искусства в соответствии со своей художественной индивидуальностью.
От автора
Профессиональная подготовка кинооператоров в Советском Союзе осуществляется на операторском факультете ВГИКа на очном и заочном отделениях. Здесь будущие кинооператоры изучают общеобразовательные и специальные дисциплины, учатся искусству киносъемки.
Содержание предлагаемой книги соответствует одному из разделов программы курса «Мастерство кинооператора» — «Творческо-производственная работа оператора над съемкой художественных (игровых) фильмов».
Материал книги составлялся в расчете на то, что все вопросы кинематографической техники, аппаратуры, съемочных материалов и кинофотографических процессов уже знакомы читателю.
Как известно, снимая любой кадр фильма, оператор должен уметь выполнить весь комплекс работы и над композицией, и над освещением, и экспонометрией как в павильоне, так и на натуре. Поэтому для удобства изложения сначала разбираются общие вопросы производственной работы оператора на всех этапах создания фильма, затем излагаются принципы работы над киноизобразительной композицией кадра и лишь потом — специфика работы со светом в павильоне и на натуре, хотя на практике работа над композицией и освещением кадра нераздельна, а в процессе преподавания вопросы композиции и освещения часто читаются параллельно.
Ошибочно рассматривать настоящую книгу как сборник рецептов, догм и правил. Бесполезно также искать в книге изложения «технологии» творческой работы. Она достаточно индивидуальна.
Мастерство кинооператора — тема обширная и сложная. Несомненно, далеко не все проблемы операторского искусства освещены в книге. Тем более что автор и не ставил перед собой такой всеобъемлющей цели.
Его основная задача состояла в том, чтобы рассказать о месте, роли и значении оператора в творческом процессе создания фильма на примерах из опыта работы советских кинооператоров, а также привить любовь и уважение к этой замечательной кинематографической профессии.
Излагая вопросы теории кинооператорского мастерства, которые еще мало разработаны как в советской, так и в мировой литературе, автор базировался на педагогическом опыте преподавательского коллектива операторского факультета ВГИКа — А. Левицкого, Е. Голдовского, Б. Волчка, А. Гальперина, Л. Косматова, Т. Лобовой, П. Ногина и других, а также на опыте творческой и производственной работы советских кинооператоров: Э. Тиссэ, А. Москвина, Ю. Екельчика, М. Магидсона, С. Урусевского, А. Шеленкова, В. Рапопорта, Е. Андриканиса, В. Монахова и многих других.
В книге довольно много цитат из трудов деятелей культуры, но автору кажется, что эти цитаты необходимы и полезны, так как в них даны четкие и ясные формулировки основных положений творческой работы советских кинематографистов. Кроме того, приводя высказывания выдающихся мастеров искусства, автор надеялся пробудить в читателях книги интерес к теории киноискусства.
Благодарю. И за книгу, и за сайт в целом. Вы проделали огромный труд, собирая и систематизируя всю информацию. Думаю, для новичков на вашем ресурсе точно много всего полезного.
Надо смотреть в интернете http://www.alib.ru/bs.php4?uid=15a27c3bae57c73a1bb50a011f335e21ae
у вас в Питере наверняка есть городская библиотека. очень много шансов, что такая книга есть там. и есть в библиотеке института кинематографии питерского, только туда просто не пустят))
книга и правда замечательная. можно полностью узнать, что такое киносъемочный процесс и подготовка к фильму. а также полностью поддерживаю автора. да, главное все выразительные средства направлять именно для реализации мысли и идеи сцены, эпизода, фильма