Кончаловский Андрей СергеевичНастоящая фамилия - Андрей Михалков-Кончаловский
Родился 20 августа 1937 года в Москве.
Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1972) за сценарий фильма «Конец атамана» (совм. с Э.Тропининым). Народный артист России (1980). Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997).
В 1957 окончил музыкальное училище при Московской консерватории, в 1957-1959 учился в Московской консерватории. Кинематографическое образование получил в 1965, окончив режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма).
Свой дебютный фильм Михалков-Кончаловский снимал в Киргизии. Это была экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жесткой и в то же время страстной манере, вдохновленной кинематографом Куросавы, фильм рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма. Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за светлое будущее его народа, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака, окруженного каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский в полной мере продемонстрировал свое блестящее режиссерское дарование и умение работать с актерами. В «Первом учителе» прекрасно играли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова , ставшая супругой режиссера.
Следующей работой стала «История Аси Клячиной...» (1967), которая продолжила исследования сознания строителя социализма, простого советского человека. Фильм строился на достоверном, почти документальном наблюдении за крестьянами средней полосы России. Но как только на экране оказывалась конкретная человеческая судьба, социально-производственные, идеологические установки советских колхозников отступали на второй план. Историю Аси Клячиной режиссер продолжил, но уже в 1994, показав свою героиню на новом историческом витке. Однако в «Курочке Рябе» разговор о судьбах России приобрел притчево-анекдотическую заостренность.
В своих экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук) и Войницкий (И. М. Смоктуновский ) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной почве, с большим трудом нащупывают ее, а то и утрачивают навсегда.
Самыми выразительными с визуальной точки зрения стали многослойный в жанровом отношении «Романс о влюбленных» (1974) и кинопоэма «Сибириада» (1978), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде. Именно здесь наиболее полно Михалков-Кончаловский воплотил феномен миросознания советского простого человека.
В начале 1980-х годов Кончаловский уехал на запад, где снял несколько картин в США: «Возлюбленные Марии» (1984), «Поезд-беглец» (1985), «Счастливые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989, Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Всем этим фильмам сопутствовал относительный успех.
В начале 1990-х годов вернулся в Россию, где поставил два фильма: «Ближний круг» (1992) и уже упомянутую «Курочку Рябу». В 1998-1999 выпустил две автобиографических книги, связанных общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых с обнаженной откровенностью поведал о собственной судьбе человека и художника.
В 1997 был выбран американскими продюсерами для постановки мини-сериала «Одиссея» и блестяще справился с нелегкой задачей воплощения древнейшей поэмы.
Поставил спектакли: в театре «Ла Скала» — «Евгений Онегин», в Опера-Бастилия» — «Пиковая дама», в Мариинском и «Ла Скала"- «Война и мир» (2000). В 1992 году возглавил широкомасштабную акцию «Неворованное кино», в 1997 осуществил постановку грандиозного представления на Красной площади, посвященного 850-летию Москвы. Живет в России и за рубежом (в основном — в США). Продолжает выступать в роли режиссера-постановщика спектаклей, в том числе музыкальных, сценариста и постановщика фильмов в России и за ее пределами (фильмы "Дом дураков", "Лев зимой", "Глянец" и спектакли "Мисс Жюли" в Театре на Малой Бронной, "Чайка" в Театре им.Моссовета и др.)
Андрей Кончаловский:
Либеральные идеи 1990-х годов доказали, что Россия развалится и полетит в тартарары.
В интервью Би-Би-Си известный кинорежиссер высказал мнение, что либеральные идеи могут быть в какой-то степени осуществлены на Западе, но в целом мире и тем более в России, которая очень далека в своих исторических корнях от европейских, это нереально. Можно сказать, что либеральные идеи 1990-х годов доказали, что Россия развалится и полетит в тартарары, если мы будем продолжать верить, что мы можем быть как Швейцария или Америка.
Национальное большинство в России, полагает режиссер, поддерживает авторитарный режим, который устанавливается, - этот процесс соответствует русской ментальности. Глупо выбирать между желательным и нежелательным, надо выбирать между возможным и невозможным.
В России возможен либо ее распад и превращение в сырьевой придаток глобального транснационального империализма, либо она идет по какому-то своему пути, который сулит определенную независимость, стабильность и прочие вещи, которые в России гораздо выше ценятся. Мой двоюродный дедушка, историк, написал книгу, где заметил, что свобода - великий дар, но не абсолютное благо. Русский человек не знает, как обращаться с этой свободой. Людям дали столько свободы в 1990-е годы, сколько они никогда не имели, и они не сумели с ней сделать ничего путного.
На сегодняшний день Россия имеет тот режим, который соответствует реальности. Анализ этого состояния вполне достойно в свое время дал Плеханов, который сказал, что Россия не смолола той муки, из которой можно выпечь пирог социализма, имея в виду демократическое общество. Но такой муки нет. У нас не было никогда буржуазии, были крепостные, белые люди продавали и покупали друг друга. Наш великий Пушкин был нормальный рабовладелец, и мы это как-то исключаем из всего представления о том, какая реальность была в России. Мы как-то романтизируем, как мой брат, романтизируем замечательное культурное прошлое России, забывая, что оно строилось на вопиющем насилии над любыми правами человека.
Если реально посмотреть, то России не готова сегодня к другого рода демократии. Огромная иллюзия Запада в том, что либеральные реформы приведут к улучшению жизни в России.
+ Официальный сайт Андрея Кончаловского
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
роли в кино
2007 Глянец :: эпизод
провинциальный ителлигент, избитый Витьком
1997 Долголетие (короткометражный)
1964 Мне двадцать лет
1961 Суд сумасшедших
озвучивание
1991 Ближний круг
Режиссер
2007 Глянец
2003 The Lion in Winter (США)
2002 Дом дураков
2000 The Royal way
1997 Одиссея (США)
1994 Курочка-ряба
1991 Ближний круг
1989 Tango & Cash (США)
1989 Гомер и Эдди
1987 Sny people
1986 Duet for one
1985 Runaway-Train (США)
1984 Maria's Lovers
1978 Сибириада
1974 Романс о влюбленных
1970 Дядя Ваня
1969 Дворянское гнездо
1966 История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
1965 Первый учитель
1960 Мальчик и голубь (короткометражный)
Сценарист
2007 Глянец
2007 Мороз по коже
2002 Дом дураков
2000 The Royal way
1997 Одиссея (США)
1994 Курочка-ряба
1991 Ближний круг
1986 Duet for one
1979 Телохранитель
1978 Кровь и пот
1978 Сибириада
1977 Транссибирский экспресс
1975 Раба любви
1973 Лютый
1973 Поклонник (киноальманах)
"Поклонник"
1972 Ждем тебя, парень
1972 Седьмая пуля
1970 Дядя Ваня
1970 Конец атамана
1969 Дворянское гнездо
1969 Песнь о Маншук
1968 Ташкент - город хлебный
1966 Андрей Рублев
1965 Первый учитель
1960 Каток и скрипка
1960 Мальчик и голубь (короткометражный)
Продюсер
2007 Глянец
2007 Мороз по коже
Источник: http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/17692/bio/
|